Уно моменто, Семен Львович!


Накануне Семену Фараде нездоровилось, ему даже вызывали «скорую», но в условленное время он пришел на интервью. Правда, пришлось отказаться от намерения «прогуляться» до рабочей столовой ГРЭС, где, как помнилось Семену Львовичу, подают умопомрачительное пиво. Нефильтрованное, прямо из танков. С которыми не сравнится ни одно импортное.



- Откуда у вас такие «глубокие» познания о нашем пиве?

- А я в шестидесятые годы приезжал к вам в командировки. По образованию ведь я инженер-механик, специализировался на пароводозаборной и нефтяной аппаратуре, и время от времени нужно было консультироваться по всяким клапанам, задвижкам, вентилям.

- А потом переквалифицировались?

- Дело в том, что я всегда очень активно занимался художественной самодеятельностью в студии, которую возглавлял Марк Розовский, ныне известный писатель, режиссер и руководитель театра. Студия просуществовала десять лет и была закрыта как не соответствовавшая идеологической линии партии. Там не было профессионально образованных людей (40 человек, и все инженеры), но состав был очень сильный. Из этого театра вышел, например, Александр Филиппенко. Или Геннадий Хазанов - он был первокурсником инженерно-строительного института, откуда его отчислили, поскольку он без зазрения совести пропускал лекции в угоду студии. Тогда он поступил на факультет разговорного жанра в цирковое училище и стал первым из нас профессиональным артистом. Нашим музыкальным руководителем был Максим Дунаевский, тогда еще студент консерватории, первыми авторами - Хайт, Курляндский, Горин, Славкин, Арканов, Успенский.

- Мощная команда!

- Да... Ну, а в 68-м году студию разогнали, но на наше счастье проходил Всесоюзный конкурс артистов эстрады, куда допускалась и самодеятельность. Мы с Александром Карповым (сейчас он работает в театре-студии «У Никитских ворот») получили на нем звание дипломантов, нам дали «паспорта» профессиональных артистов эстрады. Но еще два года мы работали без отрыва от производства, боялись отбросить «настоящие профессии», тем более, что я был и.о. начальника отдела в министерстве. И.о. - поскольку не состоял в партии. А не состоял не из-за какого-нибудь диссидентства, а просто не считал себя достойным. Искренне!

- Теперь уже, наверное, мало кто помнит инженера Семена Фараду, зато все знают актера Семена Фараду, в основном актера комического.

- Да, в этом качестве я зрителю привычнее. Но бывают, особенно в театре, и серьезные роли. Их я, сам себе на удивление, делаю хорошо. Например, американский режиссер Севела, когда я снимался в его фильме «Попугай, говорящий на идиш», все время мне кричал, что я не комедийный актер, а трагедийный. Я ему не верил, но, когда пришел на озвучание и увидел себя на экране, не узнал. Я там был очень трогательный, серьезный, трагикомический. Так что, резервы у меня еще есть. И в театре у меня есть серьезные роли. Например, в «Пяти рассказах» Бабеля. Это очень хорошая литература. У меня два любимых писателя - Бабель и Андрей Платонов. Какой у них язык! Еще большое впечатление на меня всегда производят книги Василия Павловича Аксенова, с которым я с удовольствием встретился у вас в Самаре на фестивале «Из века XX в век XXI». Между прочим, я параллельно был приглашен на «Кинотавр» в Сочи, но приехал сюда, в Самару, и нисколько не жалею. Здесь несравнимо интереснее.

Но это отступление от вопроса. Я не могу сказать, как иные: «Я бы хотел сыграть короля Лира» - этого никогда не говорю. Играю, что мне предлагают и что из этого сам выбираю. Никогда не снимался в каждом фильме подряд, поэтому у меня и особых проколов-то нет.

- Встреча с каким актером оставила в вашей душе самый глубокий след?

- Вряд ли так можно ставить вопрос. Российская актерская школа очень сильна. Когда у тебя такие партнеры, как Калягин, Филиппенко, Инна Чурикова, Караченцов, Абдулов, недавно ушедший от нас Бурков, у них всех можно учиться. Актерский труд - вообще вечная учеба. Я никогда не забуду, как работали Евстигнеев, Высоцкий, Леонид Филатов, как работает Валерий Золотухин. И, конечно, самым выдающимся актером трагикомического жанра считаю Чаплина. Однажды я, кстати, из-за него был изгнан из кинозала.

- Слишком бурно реагировали?

- Да!!! В зале было всего человек 30-40. Я начал хохотать, и зрители потребовали, чтобы билетерша выгнала меня. Когда она меня узнала, отвела на балкон, и я там от души отсмеялся. Перестали у нас реагировать на шутки, на юмор.

- Вы азартный человек? Можете пойти в казино, поиграть в рулетку?

- Нет. В отличие от Абдулова, с которым я в последнее время много гастролировал. Он в любом городе сразу же идет в казино, потом долго переживает, что все проиграл, я его успокаиваю, и мы как-то общими усилиями возвращаем все, что он проиграл.

- То есть вы все-таки подключаетесь к игре?

- Нет. Все по-другому бывает. Пригласили нас как-то на презентацию казино в Киеве (у нас был очень хороший диалог для посетителей казино, бизнесменов). Нам заплатили какие-то деньги, Саша их быстро проиграл, расстроился, а утром нам улетать. Я подошел к руководителю казино: «Что же вы обидели такого артиста». Он говорит: «Семен, не волнуйся, утром весь проигрыш у него будет на столе». И действительно, утром копейка в копейку все вернули. Но я не играю - ни в автоматы, ни в рулетку.

- Свободное время чему посвящаете?

- Сыну. И спорту. В футбол играю за сборную ветеранов артистов театра и кино. Там у нас и Боярский, и Пашутин, и Мартынов в воротах. А мой сын Михаил в этом году закончил ГИТИС. Ему 21 год - видите, какой у него запас прочности. 21 год, а он уже профессионал. Я же стал профессионалом только в 33 года.

Он уже участвует в спектаклях бывшего центрального детского театра - сейчас это Центральный молодежный театр - очевидно, там он будет работать.

- У вас одна фамилия?

- Нет, он взял мамину фамилию - Полицеймако. Это целая династия. У Маши отец был народный артист СССР, работал в Ленинграде в БДТ у Товстоногова, много снимался. И мама у нее была известная ленинградская эстрадная актриса, первая партнерша Менакера - потом у него появилась Мария Миронова. Недавно мы выступали вместе в Доме актера, и я вроде как примкнул к династии Полицеймако.

- Вообще, говорят, что два актера в семье - это почти гремучая смесь.

- Наверное, у кого как. Я знаю много театральных семей, в которых нет никаких конфликтов. Но мое личное мнение - актер должен быть женат не на актрисе. Чтобы не быть в сплошном творческом театрально-домашнем угаре. Некоторые актеры и в жизни продолжают играть - это уже патология. Они не расслабляются. Я-то по профессии инженер, у меня масса друзей - не актеров, и это моя отдушина.

- Как вы относитесь к браку? Считаете ли вы, что он необходим?

- Шутку помните: хорошее дело браком не назовут! Ну а если серьезно, я считаю, что дети необходимы. А одной печатью семейную ячейку не укрепишь. Главное - чтобы у мужчины с женщиной был альянс.

- А к идее многоженства, которая выдвинута некоторыми депутатами Госдумы, как вы относитесь? Если бы вы были султаном, сколько бы имели жен?

- Ответ меня будет компрометировать, но я скажу. Многоженство, конечно, это уж слишком ответственно. Но в жизни каждого мужчины может быть не одна женщина.

- Что в вашем понимании настоящая женщина? Какой она должна быть?

- Есть такой мужской анекдот: «Какая разница между мужчиной и Парижем? - Ну-ну! Париж-то всегда Париж». Вот и женщина всегда должна быть как Париж. Женщина - основа и семьи, и творчества, и духовности. Она мобилизует мужчину. Но как только женщина начинает любить только себя, ее покидают мужчины. Поэтому должны быть немножко терпимей к ним.

- Прощать недостатки?

- Хотя бы чуть-чуть, иначе можно остаться одинокой. А этого не пожелаю никому. поделиться
Татьяна Харитонова
04.08.1998

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru