Уставший жадничать


Мальчик из приличной еврейской семьи раввинов, Роман Трахтенберг занялся шоу-бизнесом, чтобы стать знаменитым и прокормить семью. На этой ниве бывший художественный руководитель питерского клуба "Хали-Гали", автор программы "Роман без конца" на радио "Европа плюс", ведущий передачи "Деньги не пахнут" на "Муз-ТВ" преуспел - и прославился, и заработал.
"Великий и ужасный", как он сам себя называет, скандальный шоумен Рома Трахтенберг - об истинной цене денег и славы.

"Никогда не искал конфликтов"

- Роман, я слышал, ты родился в очень приличной еврейской семье, у тебя в роду даже были раввины. Как же так получилось, что ты начал работать в такой "неприличной" сфере бизнеса?
- Но сам-то я - приличный человек. Занимаюсь фольклором, кандидат культурологических наук. Поэтому могу сказать, что занимаюсь своим делом профессионально. Другое дело, что в России, к сожалению, преподавательская деятельность приносит очень маленькие доходы. А у меня есть ребенок, которого нужно растить. Шоу-бизнес в отличие от науки деньги приносит.
- И какова была тема вашей диссертации?
- "Возвращение традиционных форм досуга путем использования русского фольклора". Я защищал ее в Академии общественных связей Санкт-Петербурга.
- И каков был путь шоумена?
- Вначале я проучился 2 года на филологическом факультете отделения "русский язык и литературы". А потом поругался с преподавателем. Он был антисемит. Я попытался ему доказать, что он - дурак. Он этого не захотел понять и образно, в виде неудовлетворительной оценки и незачетов доказал мне, что дурак - это я. Я пошел в армию. Служил с 1987 по 1989 год в войсках связи. Был единственным евреем в дивизии.
Служил довольно неплохо, может быть, потому, что никогда не искал конфликтов. Вернувшись на "гражданку", понял, что в ближайшее время филологи в стране будут не нужны. Поэтому поступил в институт культуры, который благополучно окончил по специальности "режиссура театрализованных форм досуга" и начал работать. Попутно защитил диссертацию, попробовал себя в качестве преподавателя вуза. Единственный большой гонорар по профилю получил, когда в 2000 году работал в Иерусалимском университете - читал лекции по образным конструкциям русского языка.
- Ты нигде не афишируешь эту сторону своей жизни...
- Я всегда говорю, что я - кандидат наук. Можно сказать, мой диплом дает мне карт-бланш для работы. Повторюсь, я занимаюсь своим делом профессионально. И народу со сцены ничего, кроме фольклора, не несу. Анекдот - это тоже часть фольклора, причем совсем небольшая. Лично меня он интересует в самую последнюю очередь. Но в шоу-бизнесе все наоборот. Из меня постоянно пытаются сделать какого-то анекдотчика, я пытаюсь доказать, что я не совсем такой. Я, конечно, знаю анекдотов больше, чем кто-либо. Но помимо этого у меня есть масса других достоинств.
Кстати, недавно я выпустил серию из 6 дисков "Классика матерного жанра". Она очень популярна. В ней есть как классические матерные произведения - "Лука Мудищев", "Пров Фомич", народный матерный вариант "Евгения Онегина", так и новые - со мной работают несколько авторов. Я планирую их материалы и осуществляю редактуру.

"Денег - мало, геморроя - много"

- Как ты попал в шоу-бизнес?
- Я чувствовал, что рано или поздно клубная культура у нас появится. И что, следовательно, нужно искать нечто близкое к народу и одновременно к большим деньгам и бизнесменам.
Сам я бизнесом тоже пробовал заниматься, но это не мое.
- А каким бизнесом ты занимался?
- В 1991 году ездил в Турцию и Югославию за кожаными куртками. Это потом нас назвали "челноками". Я считаю, что мы были специалисты широкого профиля. Сами закупали товар, выбирали ассортимент, формировали спрос, сами продавали. Помню, я взял с собой в Турцию пару друзей, познакомил со своими поставщиками. Через год у одного из них был капитал в миллион долларов. У другого в настоящий момент сеть джинсовых магазинов в России. Тогда я понял, что занимаюсь не своим делом, потому что не могу быть первым в этом бизнесе. А быть вторым - не хочу.
- Так как ты стал зарабатывать в шоу-бизнесе?
- Это было в питерском клубе "Хали-Гали", где я сделал себе имя. Туда приходило много людей - это было легендарное место в Петербурге, да и, пожалуй, во всей России. Кроме того, там я регулярно получал дополнительные заказы - на вечеринки и гастроли.
Через три года радиостанция "Европа плюс" вышла на меня с предложением создать у них программу. Денег от этого было очень, очень мало, а геморроя очень, очень много. "Европа плюс" не дала мне ни одной выгодной халтуры.
А заработанное имя, к слову, доставляет только кучу неприятностей.
- Почему?
- Когда меня знали только те, кто нужно, то ко мне подходили только с деловыми предложениями. Это было хорошо. А когда пришла популярность... Представьте, иду я по улице, а за мной бегут детишки.
Работа на "Муз-ТВ" еще больше осложнила мне жизнь. Просто до безобразия. Программа, которую я веду, рассчитана на тинейджеров, а это самая беспокойная прослойка населения. У них нет никаких моральных и нравственных ценностей, тормозящих моментов. Им все до фени. Я теперь хожу по Москве, как деревенский дурачок - вслед из окон мне то и дело кричат дурными голосами: "Трахтенберг, деньги не пахнут!".
- Но ведь ты для них и сделал такую программу - жесткую и циничную. И ведешь ее, несмотря ни на что. Мог бы и уйти...
- Я рассчитывал, что эта программа хоть чему-то их научит. По крайней мере, объяснит, что есть хорошо, а что есть плохо. Что деньги - не самое главное. По крайней мере, доставшиеся через унижение.
- И это я слышу от человека, который все время говорит о том, что работал ради денег...
- Но я никогда не говорил, что деньги - самое важное. Они нужны, но это не главная цель. Это средство. Если бы я был на государственном обеспечении, имел квартиру, машину, был накормлен, напоен и одет, то деньги мне были бы ни к чему.

"Галкин стоит дороже"

- А сам бы ты мог сделать за деньги то, что заставляешь делать людей во время программы?
- За большие - да. Если к этому делу относиться с юмором, то все проблемы отпадают сами собой.
- С кем из других шоуменов ты общаешься?
- Мало с кем. Все они, за редким исключением, - не профессионалы. Есть мастера, такие как Фоменко и Галкин. Вот, пожалуй, все.
- Ты играл в спектакле по Шекспиру "Сон в летнюю ночь". В одном из интервью ты сказал, что главным условием твоего участия была зарплата больше, чем у Нагиева. С чем это связано?
- Потому что когда я жил в Петербурге, там была одна величина - "Нагиев". Как человека, который сделал себя сам, я его уважаю. Как творческого человека - напротив. На мой взгляд, то, что он делает как актер, это хорошо. То, что он делает как шоумен, - за гранью добра и зла.
Вообще мастерство шоумена проявляется не тогда, когда он работает по телевизору, где на него пашет куча сценаристов и режиссер в ухо подсказывает, какие вопросы задавать, а когда он работает на заказной вечеринке или ведет день рождения.
Сегодня лучших определяют размеры гонораров - если бы у людей было одинаковое мастерство, все бы получали одинаково. На сегодня я - один из самых дорогих шоуменов в России.
- А сколько стоят твои услуги?
- Это секрет. Но могу сказать, что я вхожу в самую дорогую тройку ведущих вечеринок. Галкин, разумеется, стоит дороже, чем я, но это и понятно, ведь он - лицо страны, Первого канала.

"В моем кафе не "нажираются"

- Работа на вечеринках формирует основную часть твоего дохода?
- Параллельно у меня есть еще несколько направлений бизнеса, которые приносят хороший доход.
- "Трахтенберг-кафе" в Москве входит в этот бизнес?
- Да, это мое личное кафе. Я сам там работаю.
- Как родилась идея его создания?
- Очень просто. Я поругался с хозяином "Хали-Гали". Мне показалось, что он меня морально не уважает. Я был человеком, который приносил ему реальные деньги, при этом я сам все придумывал и исполнял. Казалось бы, держись за человека. Не хочешь много платить, Бог с тобой, но относись к нему как к партнеру. А он обращался со мной как с дворовой кошкой.
Однажды я просто плюнул и уехал в Москву, где начал создавать свой бизнес.
- А кто просчитывал бизнес-план? Ведь работать шоуменом - одно, руководить предприятием - совсем другое...
- Я все сделал сам и сам всем руковожу. На кухне я спрашиваю с шеф-повара, официантами руководит управляющий. Им руковожу я. Хороший руководитель никогда не будет выполнять работу, которую за него могут выполнить другие. Он просто ставит задачу перед подчиненными.
- Вход в твое кафе стоит $100. Идея сделать кафе дорогим была твоя?
- Да, там всего 50 мест, отсюда такие цифры. За меньшую сумму работать не интересно. Плюс это сделано для отсеивания случайных людей. Для Москвы $100 - небольшие деньги. Это как в Петербурге 600 рублей. Но если в Москве сделать вход 600 рублей, то прибегут те, кто будет грязно нажираться - прямо перед входом выпивать бутылку водки и устраивать дебош. Мне это не нужно - у нас интеллигентное заведение.
- А правда, что в этом интеллигентном заведении официантки ходят в рваных колготках?
- Правда, это наш стиль.

"На свадьбах не матерюсь"

- Возвращаясь к работе на вечеринках. Что любит современная тусовка?
- Нужно разграничивать мероприятия, на которых работаешь. На свадьбе, например, я никогда не матерюсь, потому что здесь нужно понравиться всем, от 5-летних детей до 80-летних старушек. Если это, конечно, классическая свадьба, а не какая-то авангардная, когда собирается только молодежь. При этом свадьба давно не имеет ничего общего с русскими обычаями и обрядами. Как правило, это просто большая пьянка. И тамада нужен, чтобы ее скрасить.
День рождения отличается тем, что там собираются только друзья. Здесь ситуация самая безобидная. На корпоративные вечеринки, в отличие от других праздников, собираются люди самых разных социальных слоев - от генерального директора с двумя высшими образованиями до водителя и кухарки. К сожалению, низы, как правило, быстро напиваются и ведут себя по-скотски.
В России существует огромный разрыв между верхами и низами. Среднего класса почти нет - не только в материальном смысле, но и в культурном тоже. Для низов главное - нажраться и подраться. Для верхов характерна готовность воспринимать духовную пищу. Но когда все они объединены на одном мероприятии, жди неприятных казусов. Поэтому на корпоративных вечеринках нужно держать ухо востро.
- Например, не стоит пошло шутить?
- Нужно всегда четко понимать ситуацию и шутить в зависимости от нее.

"Тема жены мне не интересна"

- Как ты зарабатываешь деньги, понятно. А как ты их тратишь? Особенно меня интересуют женщины, которые, как известно, и из миллиардера могут сделать миллионера...
- На себя я трачу немного. А женщины - это вообще бесплатное удовольствие. Женщин, которые могут сесть на шею и тянуть из тебя деньги, я избегаю.
У меня и жена ведет себя скромно, ничего особо не требует.
Иногда, правда, я напиваюсь и иду в казино. Сколько с собой есть денег, столько и проигрываю. Но моя жена - умная женщина, скандалы не устраивает. Я деньги зарабатываю, я их и проигрываю.
- При этом ты регулярно критикуешь женщин, в частности, их умственные способности...
- Я и не отказываюсь от своих слов. Считаю, это коммунисты очень сильно навредили обществу, дав женщинам слишком много воли. Нельзя давать женщинам образование - оно им не нужно. Им нужен муж, который будет работать. А она при этом будет игрушкой в руках воина. Это еще Ницше сказал.
И даже если женщинам дали образование, нельзя давать им работать. Женщинам не нужны деньги - они не содержат семью. Содержать семью должен мужчина. Бывают несчастные семьи, в которых работает и муж, и жена. Это неправильно.
И вообще, женщина на работе все портит. Учителям платят копейки, поэтому в школе работают только женщины. Но женщина мыслит не разумом, а эмоциями - у них разума нет в принципе и думать они не умеют. Поэтому вежливую, но глупенькую девочку они оценят выше, чем постоянно крутящегося мальчика семи пядей во лбу. И именно поэтому женщина-учитель гнобит всех и вся. Так же женщина не способна быть и врачом. Ее максимум - быть медсестрой.
- Жена знает о твоем мнении о женщинах?
- Что вы все время переводите разговор на жену? Эта тема мне не интересна. Да и ничего нового тут не будет. Я - совершенно консервативный человек.
Конечно, гуляю. Как и все нормальные мужики. Как говорится, "однолюб, зато много... б".

"Чувствую себя стариком"

- Коллекция анекдотов - тоже часть твоего бизнеса?
- Часть диссертации. Для того чтобы чувствовать себя ассом в каком-то деле, нужно знать его в целом.
- Ты изучаешь только русские анекдоты или тебя интересуют анекдоты всех народов?
- Анекдот гуляет из народа в народ. Бывает, переводишь анекдот и понимаешь, что где-то его уже слышал. Хотя есть анекдоты, имеющие "клеймо" менталитета и не понятные для других. Например, американский анекдот мне лично не понятен.
- Сколько анекдотов входит в твою коллекцию?
- Примерно 25 тысяч. Сейчас выпущено 7 дисков анекдотов, в перспективе еще 3-4 штуки.
- В своих интервью ты нередко рассуждаешь на тему старости...
- Потому что моральная старость у меня наступила уже лет 5 назад. Мне давно ничего не хочется.
- Тогда зачем работаешь?
- Для смены профиля нужен толчок. Я к этому приду. У меня уже есть мысли, чем я займусь. Преподавать точно не буду. Я пробовал и понял, что сволочам-студентам твои лекции не нужны. А зачем учить тех, кто не хочет учиться? Насильно мил не будешь. Озвучивать планы тоже не буду, чтобы не украли идеи. У меня такой опыт уже был.
- Тем не менее, планов перейти на центральные каналы нет?
- Если бы не было "Муз-ТВ", можно было бы на что-то надеяться. Но после "Муз-ТВ" репутация у меня испорчена окончательно. Впрочем, я понимал, на что иду, и другого выхода у меня тогда не было. Я видел перед собой реальную дорогу, по которой я могу идти и сделать имя и деньги. В период моего прихода на "Муз-ТВ" денег у меня не было вообще, а заработать их нужно было как можно быстрее и как можно больше. Эта ниша была свободна, и я на нее встал. А свернуть с нее невозможно. Можно только кардинально все изменить, уйдя из шоу-бизнеса. Это трудно, но я это сделаю.
На эту тему, кстати, есть чудный анекдот: работал человек в цирке, убирал навоз за слоном. Ему друг говорит: "Иди ко мне в фирму, денег в три раза больше, работа чистая". - "Шоу-бизнес продать? Никогда!" поделиться
Ян Налимов
28.05.2004

    до прочтения интервью было о нем абсолютно отрицательное мнение, как о человеке- придурке. а оказалось — умнейший мужичок. respect в общем

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru