Утомленные КаВээНом
О том, как появилась сочинская команда КВН "Утомленные солнцем", об их поклонницах и гастрольных буднях рассказывают капитан Руслан Хачмамук и один из старейших членов команды Сергей Лунин. И в шутку, и всерьез.
"Сначала мы "собирали" по двадцать человек"
- Как образовалась ваша команда?
Р.Х.: Очень просто. Будучи студентом второго курса сочинского университета туризма и курортного дела, я решил организовать свою команду. На фестивале "КИВИН-98" я набрался наглости, подошел к редактору Воронежской лиги Анатолию Васильевичу Шулику и предложил сделать в Сочи сильную команду КВН. Сам представился как спонсор и заверил, что у меня есть актеры, певцы, музыканты, авторы и, разумеется, поддержка администрации. На самом деле у меня был один певец и один музыкант. И я еще не знал, где возьму деньги, и кто будет писать сценарий и выступать.
Первая игра должна была быть через месяц. На удачу я познакомился с Дмитрием Никифоровым, который, по сути, был родоначальником серьезного КВНа в Сочи. На тот момент он работал в ФСБ, но когда я заразил его своей идеей сделать суперпопулярную команду - то, что она будет таковой, мы с ним даже не сомневались - он из органов сразу же ушел. Дима взял на себя творческую организацию команды, я - все остальное. Сегодня он - наш режиссер и главный автор. На сцену почти не выходит. Изредка его можно видеть во время нашей разминки - такой взрослый, здоровый дядька в костюме.
- То есть весь месяц перед первой игрой вы находились в отчаянном поиске "костяка" команды?
Р.Х.: Да. За это время мне удалось набрать 12 человек, из которых играть в КВН умели только двое - я и Сережа Лунин. Остальные до этого даже на сцене ни разу не стояли. Таким составом мы и начали играть в Воронежской лиге новичков, где сумели дойти аж до финала и стали вторыми. Думаю, это случилось исключительно благодаря нашей напористости. Не прошли даром и наши летние "гастроли" по санаториям. Собирали мы тогда не больше двадцати человек, зарабатывая за полуторачасовую программу "огромную сумму" в 200 рублей. Впрочем, на большие гонорары мы тогда даже не рассчитывали - ребятам нужно было научиться раскованно вести себя на сцене.
В итоге за год команда здорово выросла. После удачного выступления на "КИВИНе-99" Масляков объявил нас в составе двенадцати команд-участниц Высшей лиги. Тогда мы заняли третье место, уступив лишь таким монстрам, как БГУ и "Новые армяне". Все последующие события, по большому счету, проходили уже на глазах наших болельщиков.
- Как вы подбирали людей?
Р.Х.: По-разному. Вот, например, интересно к нам попал Саша Рябов. Это который специалист по пантомимам и делит с Галустяном образ секс-символа команды. Пришел он как-то три года назад к нам на репетицию. И вместо того, чтобы поехать в Питер устраиваться на радио, остался с нами.
Галустяна мы "разглядели" во время выступления на каком-то университетском празднике команды КВН сочинской гимназии №8. Миша что-то удачно изображал и резво скакал по сцене. Он показался мне перспективным, и я пригласил его к нам. Галустян согласился. Лучше всего у Миши получалось кривляться - он не переставал это делать даже за сценой, поэтому, помню, мы подумали - а почему бы ему не выступать именно в этом амплуа? Так родилось "лицо" нашей команды.
"Масляков ругал, чтобы мы не расслаблялись"
- Когда у вас появились первые поклонники?
Р.Х.: Особую активность они начали проявлять, наверное, в сезон 2000 года, когда мы стали по-настоящему популярными. По всей стране стали организовываться фан-клубы. Одна девочка в Казани, очень милая, из разряда ненавязчивых, сама сделала о нас сайт. Вместе с мамой приезжает на все наши концерты в Москву, а когда мы приехали к ней на родину, буквально забросала нас подарками.
Есть среди наших поклонников и знаменитости - после выступления на одной закрытой вечеринке от нас по-доброму "зафанатели" участники группы "Икс - Миссия". Мы с ними потом в Сочи вместе отдыхали. Но поклонники, конечно, бывают разные - со временем нам пришлось узнать, что такое ярые фанатки...
- По всей видимости, это был тяжелый психологический опыт...
Р.Х.: Это точно. Такие особы при виде нас начинают истерично кричать и не успокаиваются, пока не дашь им автограф. Могут, не уставая, ходить на все наши репетиции, совершенно неожиданно позвонить домой. При этом остается только догадываться, откуда девушки узнают телефон. Или после концерта до последнего пытаются прорваться за кулисы, караулят у гостиницы.
А есть такие, которые вбили себе в голову, что мы болеем звездной болезнью, и, наверное, чтобы это на корню "пресечь", ведут себя просто по-хамски. Например, подходит какая-нибудь девушка и таким высокомерно-вальяжным тоном говорит: "Молодой человек. Да, вот вы. Подойдите сюда. На, распишись. Тебя что ломает расписаться? Выпендриваешься, да?" Ну, как на такие слова можно среагировать? Сдерживаешься только потому, что перед тобой все-таки женщина. А вот с одним парнем я как-то по-мужски разобрался. Сидим мы во время концерта в гримерке, вдруг заходит парень с нашим плакатом, тыкает в него пальцем и просит дать автограф. Кто-то встал и начал устало расписываться, и тут нежданный гость выдает: "Нет, я не понял, ты чего тут охаешь? Как будто одолжение делаешь". Мало того, что он нас во время выступления побеспокоил, а тут еще и наезжать собрался. Меня это так взбесило, что я просто выкинул его из гримерки вместе с плакатом.
Но, по большому счету, то, что мы "на волне", нам помогает. Если люди тебя узнают, то стараются сделать что-нибудь хорошее, помочь. Например, когда нас с Сережей обворовали в поезде, я понял, что зря ругают нашу милицию. Ребята перевернули все вверх дном - в итоге все вещи к нам вернулись. Сережу опера и вовсе полюбили - водили по отделу, подарками забросали.
- Фанаты приходят и уходят, а Масляков и Гусман остаются в КВНе всегда. Говорят, за сценой Александр Васильевич очень жесткий человек...
Р.Х.: Это действительно так. За его внешней доброжелательностью кроется очень сильный и жесткий руководитель. Но КВН, как известно, движение студенческое, молодежное, и без дисциплины здесь не обойтись. Помню, как-то по этому поводу Масляков мне заметил: "Руслан, я не могу быть добрым и мягким по отношению к вам всем. Иначе КВН моментально превратится в бардак".
Доставалось от его суровости и нам. Например, во время просмотра программы, которую мы подготовили к одной четвертой финала в прошлом году, он сидел мрачнее тучи и, как только мы закончили, выдал мне "по первое число": "Вы сами-то понимаете, что привезли? Это просто отвратительно - на победу можете даже не надеяться". Мы, конечно, ужасно расстроились, за ночь в гостинице что-то придумали и утром выдали Маслякову изрядно обновленный вариант. Александр Васильевич молча его посмотрел и ушел, так ничего и не сказав. А потом на игре наше выступление оказалось лучшим в сезоне. Оказывается, ругал нас Масляков потому, что не хотел, чтобы мы расслаблялись - чем больше ему команда нравится, тем больше он ее "гнобит". Хотя не могу сказать, что мы были его любимчиками. Скорее, он нас просто уважал - мы никогда не позволяли себе приехать на игру неготовыми.
- Вторая фигура, без которой не мыслится КВН, - Юлий Гусман...
Р.Х.: Я бы не стал делать из Юлия Соломоновича мифическую личность. Просто так сложилось, что он однажды сел в кресло жюри и больше из него не вставал. В каждой передаче должны быть свои аксакалы.
- Судя по оценкам, Гусман, как правило, выступает самым строгим судьей...
С.Л.: Ну, надо же как-то поддерживать имидж самого сурового и маститого.
Р.Х.: К тому же Гусман в свое время играл в блестящей команде "Парни из Баку". Он знает игру насквозь и по-настоящему может оценить профессиональный уровень команды. А, скажем, тот же Эрнст или Кушанашвили приходят на КВН, по большому счету, просто посмеяться. Гусман - это другое. После игры он может часа три тебе объяснять, как на самом деле нужно было выстраивать выступление.
"На самом деле, Галустян - серьезный мужик"
- Давайте вернемся к лицу или, скорее, "забавной рожице" вашей команды - Мише Галустяну... Наверное, больше всего от поклонниц достается именно ему.
Р.Х.: Естественно.
- Именно поэтому он весьма неприветливо реагирует на фанаток?
Р.Х.: Да. Львиная доля назойливой женской любви достается именно ему. Думаю, на фанаток у него уже просто аллергия.
- А любимая девушка у Миши есть? Представляете, одна фраза - и кучи поклонниц как не бывало...
Р.Х.: Не получится. Нет у него девушки. Только не подумайте, что дело в ориентации.
С.Л.: Просто Миша настолько удачно вошел в свой образ, что многие девушки, которые с ним знакомятся, ждут от него, что он будет ежесекундно перед ними кривляться и всячески развлекать. А ему, как любому нормальному человеку, иногда хочется просто помолчать.
Р.Х.: Вообще он у девушек вызывает самые противоречивые чувства. Некоторые, вспоминая его в пионерском галстуке, начинают сюсюкать с ним, как с младенцем. А он на самом деле - взрослый человек и весьма "опасный" мужчина. Когда женщины это осознают, то, по-моему, просто теряются. А бывает, наоборот. Некоторые дамы воспринимают его "как маленького гиганта большого секса", хватают под мышку и увозят. Мы, как только утром видим на пороге гостиницы обезвоженный организм, сразу понимаем - нашего Мишу назад привезли.
- А какой Галустян на самом деле?
Р.Х.: Вообще, как и любой талантливый человек, в жизни Миша - непростой.
С.Л.: С психикой у него явно не в порядке. Он может неожиданно сорваться или, наоборот, уйти в депрессию. Может быть серьезным мужиком, а может совершенно непонятно восторгаться бутиками и тем, что в них продают.
Р.Х.: Да нормальный он человек, просто естественный. Родился в Сочи...
С.Л.: Если бы не КВН, его давно бы посадили.
- За кривляние в общественных местах и беспокойство серьезно-настроенных граждан?
С.Л.: Нет, за воровство.
Р.Х.: Скажешь тоже... У Миши очень интеллигентная семья. Из кукольного театра в детстве просто "не вылезал". Озвучивал разных животных, правда, вот до ширмы не доставал - приходилось носить специальные деревянные каблучки.
С.Л.: В детском саду, как говорит история, он еще поваренка играл, с большим колпаком. А в школе участвовал в КВН и бил младшеклассников. Тут-то мы его и заметили.
Р.Х.: Вообще Миша, конечно, профессионал.
- Это вы уже без шуток, насколько я понимаю?
Р.Х.: Серьезней не бывает. Миша очень щепетильно относится к своей работе, то есть нашим выступлениям, и требует этого же от окружающих. На концертах из организаторов выжимает все соки. Они потом приходят ко мне, как к капитану, и на него жалуются. На самом же деле он просто требует четкого соблюдения тех условий, которые организаторы должны выполнять, а те всегда не прочь "похалявничать". Мол, кавээнщики - это студенты, значит можно поселить их в общагу, накормить баландой и дать шесть деревянных микрофонов - все равно голосом зал возьмут. Организаторы за Галустяна нас не любят, но по-другому их не воспитаешь.
"После концерта красивые девчонки почему-то уходят"
- Какая аудитория вам наиболее сипатична?
Р.Х.: Точно я могу сказать только одно - в любом городе самые замечательные девушки обязательно приходят на наш концерт.
С.Л.: Только потом почему-то уходят, а остаются некрасивые...
- От которых невозможно отбиться?
С.Л.: Точно. Да что мы вам рассказываем, вы с вашей проницательностью и так все написать можете. Даже без нас.
- Да знаете, все-таки хочется с вами еще пообщаться... Ваши знаменитые шутки рождаются в порыве вдохновения или в режиме мозгового штурма?
Р.Х.: Раньше шутки рождались на ходу, а сейчас все чаще приходится просто садиться и тупо выжимать из себя все, что можешь. Честно говоря, грустный и довольно утомительный процесс. И чем дальше, тем тяжелее - каждый раз зрители ждут от нас чего-то более сильного. Правда, сейчас мы гораздо быстрее сортируем материал, потому что более четко представляем, что в данный момент пойдет на "ура". Вечными темами для приколов, безусловно, являются политика и секс, но, разумеется, обязательно нужно пошутить об актуальных событиях. Для этого за неделю до игры мы самым тщательным образом просматриваем новости.
- Творческие люди часто суеверны. А вы в приметы верите?
Р.Х.: Когда мы жили в Москве, накануне каждой игры я отправлялся стричься в арабскую парикмахерскую. Это "священнодействие" меня так успокаивало, что порой я просто уходил в нирвану. Отправлялся на конкурс как заново родившийся. Отступил от этой традиции я только однажды - перед финалом 2000 года. Чувствовал себя при этом отвратительно, да и игру мы тогда "продули". А наш музыкант прямо перед выступлением всегда бреется. Если получилось чисто, значит все будет хорошо, если поранился - жди неприятностей.
- Наверное, вы помогаете ему бриться всем коллективом?
Р.Х.: Да нет, вроде один справляется. Но результатами мы у него всегда интересуемся.
- А слухи о себе часто слышите?
С.Л.: Часто. Навскидку могу рассказать три совершенно идиотских байки про нашу команду - с нами фэны поделились. Знаете, из-за чего мы не участвовали в последнем сочинском фестивале? Потому что, якобы, одного из "Утомленных" зарезали и мы носили по нему траур... Или вот - якобы мы обиделись на Маслякова, что он выдал нам последнюю зарплату майками. Сами понимаете, "кавээновской зарплаты" в природе не существует. А "майки" и наша смертельная обида - это и вовсе бред. Один из последних слухов упорно ходит по Чебоксарам. Там уверены, что Миша устроил одну нашу фанатку на работу в московский салон... Какой, правда, при этом не уточняется.
Р.Х.: Еще как-то мы приехали в какой-то город, а нас там, оказывается, совсем не ждали - прошел слух, что мы перевернулись в автобусе под Воронежем. В Сызрани и вовсе получилось, как в анекдоте. Прямо перед нашим концертом по радио мы услышали очень забавный диалог: "К нам "Утомленные солнцем" приезжают? - Да. - Но они уже были. - Так с новой программой. - Но люди-то те же". Спрашивается, что же нам, мутировать что ли?
"Первое апреля не отмечаем"
- Со стороны КВН кажется большой дружной семьей. Это на самом деле так или за кулисами можно легко столкнуться с банальными интригами?
Р.Х.: КВН действительно своего рода братство - кавээнщик кавээнщику никогда плохого не сделает. Хотя сейчас движение приняло такие масштабы, что за все команды я бы ручаться не стал. Мы стараемся поддерживать хорошие отношения со всеми, тесно дружим, пожалуй, с "Новыми армянами" - они для нас, как учителя.
- Насколько я понимаю, сегодня ваши концерты являются для вас способом зарабатывания денег...
Р.Х.: Да, причем единственным - ни на что другое времени попросту не хватает. Часто приходится давать аж по два концерта в день. Но в материальном отношении нам жаловаться не приходится...
- Как отмечаете особо удачные выступления?
Р.Х.: Если их все отмечать, можно запросто спиться. С некоторыми командами, так, к сожалению, и происходит. Наша команда - практически непьющая. А как отмечаем? После концерта девчонки идут в магазин, покупают продукты и готовят что-нибудь вкусненькое. Мы усаживаемся за стол и обсуждаем игру. Какие были ощущения, кто что забыл сказать, как реагировал зал, кому подмигнул Масляков... Продолжается это часа два-три. А потом наступает какая-то пустота. Ведь к игре готовишься два месяца, непосредственно во время выступления происходит яркий эмоциональный выброс. И вдруг все это кончилось. Хочется просто лечь и три дня не просыпаться.
Мы даже первое апреля не отмечаем - это для нас как суровые будни, поэтому о розыгрышах в этот день мы просто забываем. Как-то поверили объявлению в гостинице "Лифт не работает" и чуть было не отправились с огромными сумками на восьмой этаж пешком. Остановили нас в последний момент.
А вообще, курьезных историй у нас куча - ритм жизни дает о себе знать.
- Поделитесь...
Р.Х.: Как-то в Воронеже мы опаздывали на поезд. До отправления пять минут, а мы среди ночи стоим на дороге с сумками. Я поймал задрипанный пазик, дал водителю 100 рублей, и он, молодец, домчал нас до поезда в мгновение ока. Кто первый ворвался в поезд, дернул стоп-кран. Опоздать мы тогда просто не могли себе позволить - накануне у нас украли все деньги. Как-то Сережа Лунин облил себе всю попу кипятком. Да так сильно, что не мог даже застегнуть ремень на брюках. А нам на следующий день играть, и он по сценарию должен кататься на сцене по полу. И вот изображает он "колобка", а сам скулит. Зрители думают, что так надо, нам его, конечно, жалко, но от смеха у нас чуть ли не истерика... Так и живем...
Ожидая Руслана после концерта, я своими глазами увидела, насколько сильна любовь поклонниц к своим кумирам. Разумеется, самая большая очередь за автографами и фото на память росла около Галустяна, но не были обделены вниманием и другие члены команды. Девушки - парней в общей толпе человек в семьдесят я заметила только троих - наперебой просили расписаться, по возможности с ласковым обращением и пожеланиями, а самые смелые сфотографироваться - разумеется, предпочтительнее в обнимку.
Когда у сцены остались просящиеся за кулисы - таких тоже было немало - Руслан решил, что пора общение с поклонницами завершить, и позвал меня с собой: "Эля, пойдем продолжим". Что тут началось... Источавшие мгновение назад доброту и нежность, милые девушки мгновенно преобразились в злобных фурий. Повернувшись на 180 градусов, они стали с интересом разглядывать мою персону. Пока я поднималась на сцену, вдогонку неслось: "Вы слышали - он назвал ее по имени" - "И еще позвал за сцену!" - "Они еще до концерта общались" - "Вот повезло". Такого количества колючих и завистливых взглядов я не получила наверное за всю жизнь…
- Эльвира Савкина
- 07.06.2002
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru