Магия цвета


Мы часто переживаем магическое воздействие цвета на нашу душу. Что бы это значило? Как связаны цветовые предпочтения с нашим внутренним миром? Ответы на подобные вопросы имеют не только теоретический интерес.

Взгляните на эти девять разноцветных прямоугольников, рассмотрите их не спеша и отберите самый привлекательный. Затем выберите наиболее симпатичный из оставшихся. Только не подбирайте их по принципу: этот цвет подходит для одежды, обоев, мебели. Просто запишите, какие два цвета понравились вам в данный момент.

Теперь проделайте то же самое, но уже для двух самых неприятных цветов. Запишите их.


Вот вы и прошли простейшее "цветотестирование". О чем оно свидетельствует? Это можно узнать, заглянув в самый низ страницы.



На чем основан этот тест?

Психологи заметили люди с похожими проблемами, переживаниями и взглядами на жизнь часто предпочитают одни и те же цвета. Те, кто охотно отрываются от обыденной реальности, например, путешественники, гонимые тоской по дальним странам, предпочитают желтый. А при обследовании двухсот хронических алкоголиков оказалось, что они чаще всего отвергают желтый цвет, предпочитая фиолетовый. Надеющийся выбирает желтый, разочарованный отвергает его.

Желтый цвет выражает основную психическую потребность человека - раскрыться, ему оказывают предпочтение люди, которые ищут изменений, чтоб достичь желаемого или избавиться от угнетающей зависимости. Любопытно: беременные женщины, которых тренируют для "безбоязненных" родов, предпочитают желтый цвет, нетренированные - фиолетовый. Предпочтение фиолетового отражает психическую неустойчивость и, как следствие, колебание между красным и синим. У женщин со специальной подготовкой неустойчивость меньше, сильнее выражено спокойное ожидание будущих изменений. Те матери, для которых ребенок - не исполнение надежд, часто отклоняют желтый цвет.

"Желтый производит очень теплое, приятное впечатление,- писал Гете - Этот эффект теплоты лучше всего проявляется, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в пасмурные зимние дни. Глаз радуется, душа поет, кажется, что на нас повеяло настоящим теплом". Первая ассоциация, которая приходит в голову,- солнце. Может быть, поэтому желтый цвет воспринимается нами как легкий, сияющий и согревающий?

Когда опрашиваешь группу детей, всегда найдутся два-три ребенка, которые, рассмотрев карточки теста, утверждают: их любимого цвета здесь нет. Им оказывается оранжевый. За неимением его дети останавливаются на желтом или красном. Что касается оранжевого - желтое солнце плюс энергия красного - это веселье, зажигательный танец, радость, хохот.

Каким образом цвет связан с нашими эмоциями? Определенного ответа нет до сих пор. Начало исследований в этой области уходит в глубь веков. Авиценна одним из первых занимался цветовой терапией. Он придумал сочетать определенные цвета с конституцией и рекомендовал соответствующие цветные лекарства, изготовленные из высушенных растений. Современные психологи подняли бы на смех такого коллегу - они уверены, что цвета могут действовать только оптически. Но кто знает, может быть, древние ученые глубже смотрели в суть вещей?

Фиолетовый цвет - символ мистики, магии и волшебства, в римско-католической церкви, средневековых витражах и мозаиках он означает раскаяние и смирение.

Известный психолог Вундт приписывал фиолетовому цвету склонность к мрачно-меланхолической серьезности и одновременно к взволнованно-тоскливому настроению. Скорее всего Вундт имел в виду сумеречные фиолетово-синие тона.

Слияние противоположностей, гармония противоречий - так можно охарактеризовать фиолетовый цвет. Но все-таки суть его не так проста.

Исследования западных психологов показали, что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому значительно чаще, чем средние, а средние - чем высшие. Среди индейцев центральной Бразилии и среди нетронутых культурным влиянием негров Африки, как выяснилось, фиолетовый цвет самый любимый. Те же самые результаты получены среди народов Среднего и Дальнего Востока. Напротив, в Америке и Западной Европе фиолетовый отвергается как неприятный.

Напрашивается вывод: чем рациональней, деловитей человек, чем более подавлена в нем способность к счастью, искренности, тем меньше нравится ему фиолетовый цвет. И действительно, оглянемся вокруг - место сердечной общности занимают стремление к превосходству и соперничество. Непосредственное, искреннее восприятие заменяется простым подражанием моде.

Психологи, занимающиеся рекламой, утверждают: мы воспринимаем фиолетовый как очень близкий, холодный, агрессивно-тревожный и обескураживающий. А как же мистика и волшебство? Не будем забывать, что психологию рекламы интересует прежде всего взаимодействие товара и цвета. Так что фиолетовый цвет интересен, но фиолетовый торт невозможен.

А чем замечательны составляющие фиолетового цвета - красный и синий?

Психологи проводили любопытные эксперименты: испытуемым показывалась на несколько минут карточка оранжево-красного цвета, и у них учащался пульс, повышались давление и частота дыхания. А вот на темно-синий нервная система реагирует иначе - пульс становится спокойнее, давление крови снижается, дыхание замедляется. Похожие результаты получались со всеми испытуемыми вне зависимости от возраста, пола и национальности. С точки зрения физиологии это означает, что состояние возбуждения нервов соответствует частоте колебаний оранжево-красного цвета, а состояние замедления и успокоения - частоте колебаний темно-синего цвета.

Швейцарский психолог Макс Люшер, выделивший психологию цвета в отдельную науку, писал, что красный цвет по своей сути означает революцию, переворот. (Не потому ли окрашены в красный цвет революционные знамена?) Он подавляет слабых людей. Пурпурный, с его солидной дозой холодного синего, воздействует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе, его можно охарактеризовать словами "роскошный" и "великолепный". Не потому ли одеяния королей, кардиналов и сенаторов были пурпурными?

Французский поэт Рембо считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Психологи не могут дать оценку этому мнению, так как они обязаны все высказывания обосновывать статистикой, но предпочтение красного означает, помимо всего прочего: нуждаюсь в интенсивных впечатлениях. Динамичный и предприимчивый человек считает лучшими те сигареты, которые больше всего отвечают "красным" тенденциям его характера. Он обращает внимание не только на цвет упаковки, но и на рекламные изображения сцен, которые всегда должны иметь "красное значение" - спорт, победоносная борьба и так далее.

А теперь немного о синем, отражающем потребность в покое. Символически он соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению и плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета - сладость.

Ваш любимый цвет - зеленый? Вот что сказал о нем Кандинский: "Зеленый похож на толстую, очень здоровую корову, способную только пережевывать пищу и глазеющую на мир глупыми, тупыми глазами". Вы не согласны? Да, Кандинский только отчасти прав: зеленый цвет самый спокойный из существующих, но его спокойствие не пассивно - желтый и синий скрыты в нем как парализованные силы. Они могут вновь активизироваться. В зеленом скрыта до поры до времени мощная энергия.

Люди экстравагантные и эксцентричные считают зеленый несимпатичным. Они надеются добиться успеха без настойчивого труда, а лишь благодаря своей "гениальности". В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером. Серый цвет свободен от какой-либо психологической тенденции, серый - это нейтралитет, граница, а не территория, на которой можно жить. Если вы на первое место в тесте поставили серый, то вы не хотите раскрывать себя и спрятались за него, как за ширму.

Мрачному, тусклому коричневому нередко отдают предпочтение люди, которым кажется, что их конфликты неразрешимы, а также большинство наркоманов, тоскующих по "кайфу". После приема наркотика они отдают предпочтение красному и зеленому. Это обычно трактуется как повышение чувства собственного достоинства и желание оградить себя от внешнего мира. Можно предположить, что одурманенное сознание отрешается от самого себя и тягостных проблем, обретая чувство независимости.

Коричневый - сложный цвет, который получается при смешении красного и черного. Он теряет жизненную силу красного, и в нем остаются только пассивные телесно-чувственные ощущения. Отсюда понятно, почему к коричневому с предпочтением относится крестьянское население. Тем более что он характерен для почвы, земли.

Черный или белый символизируют окончательное решение, когда человек находится в кризисе. Черный - агрессивное упорство, белый - бегство. "Белый цвет - разрешение, бегство и освобождение, - пишет Макс Люшер - белый - это чистая доска, разрешение проблем и новое начало, не потому ли платье невесты - белое? Если белый символизирует начало, то черный - граница, за которой прекращается "'цветовая жизнь", черный - это абсолютный отказ, он выражает идею "ничто" или "нет" в боевом протесте".

Все знают, что знамена анархистов и нигилистов - черные, а знамя мира - белое. Но все-таки почему же нигилизм ассоциируется с черным цветом, синий означает покой, а красный - опасность? До сих пор остаются загадкой психологические механизмы, создающие подобную ассоциативную связь. Может быть, начало этой связи - в физиологии? Виктор Тернер исследовал язык первобытных племен и обнаружил, что красный-белый-черный цвета есть первичная классификация действительности. Например, на языке племени "ндембу" белый означает благо, здоровье, чистоту, счастье, силу, радость, власть, жизнь и смех. Красный - кровь, добро и зло, силу, черный - зло, нечистое, страдание, колдовство, тьму и холод.

Не будем забывать, что наше отношение к цвету связано и с культурной нормой. В разных культурах разная символика цвета. Так, у европейцев цвет траура - черный, в то время как у японцев - белый, в Гонконге - синий, в Мексике - желтый, а в Бразилии - пурпурный. В Латинской Америке неприязненно относятся к фиолетовому цвету, в Индонезии - к оранжевому и зеленому. В Европе зеленый цвет ассоциируется со здоровьем и природой, а в тропиках - с болезнью. Желтый цвет в Восточной Азии ассоциируется с банкротством, зеленый цвет священен для мусульман, а кирпично-красный цвет любят на всем Востоке.

Итак, магия цвета определяется изменчивым сочетанием нескольких факторов: физиологии, психики, социальной среды, национального характера, текущей ситуации. Потому-то и магия, а не наука.



ТЕСТ - цветограмма наших чувств



Предпочтение красного - энергичность и направленность на внешний мир.

Неприязнь к красному - пассивность или отсутствие энергии.

Предпочтение синего - стремление к покою, направленность на внутренний мир.

Неприязнь к синему - неумение расслабляться, отдыхать, нежелание сосредоточиться

Предпочтение зеленого - "творческость", гармония во внутреннем мире.

Неприязнь к зеленому - нет желания реализовать себя или отсутствие трудолюбия, низкая самооценка.

Предпочтение желтого - хорошее настроение, умение надеяться и верить.

Неприязнь к желтому - угнетенное состояние, разочарование.

Предпочтение фиолетового - чувственность, внушаемость, искренность, любовь к искусству.

Неприязнь к фиолетовому - подавлена способность к счастью и искренности.

Предпочтение коричневого - чрезмерная забота о материальном или внутренние конфликты.

Неприязнь к коричневому - временами забываете о себе и своих потребностях.



Выбор или отклонение белого, серого и черного добавит о вас еще кое-что:

Предпочтение белого - отказ от внутренней борьбы с конфликтами.

Неприязнь к белому - не несет значимой информации.

Предпочтение серого - отказ от самораскрытия, утомление, уход в "свою скорлупу" от окружающих.

Неприязнь к серому - открытость перед миром и самим собой.

Предпочтение черного - явно выраженный внутренний протест, страх, вынужденное упорство. Кстати, такое предпочтение нормально для подросткового возраста с его хроническим нигилизмом.

Неприязнь к черному - отсутствие внутренних страхов. поделиться
Марина Ерофеева
27.07.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru