Мастерская сновидений


Треть жизни мы не вольны над собой. Проснувшись, не помним, что происходило, но ощущение ушедшего времени и оттенки настроения оставляют нам память от сна...

Режиссера сновидений долго искать не придется. Он рядом, он вокруг, он в нас. Им может быть утомительный рабочий день или лишний кусок, съеденный на банкете. Цвет и четкость изображения регулируются количеством выпитого и выкуренного перед сном. Запахи, шумы, состояние спящего рядом - все это условия формирования характера сновидения.
Но сценарист сна - инстинкт. Инстинкт самосохранения рождает сны предупреждения. Инстинкт размножения ведает эротико-кровожадными темами. Сюжеты снов-кошмаров являются следствием врожденных или приобретенных патологий.
"Не подлежит никакому сомнению, что художественные произведения зарождаются в той же мастерской, в которой творятся также и сновидения". У Фридриха Виттельса, психоаналитика фрейдовской школы, было основание так заявить, поскольку он практиковал художников и писателей.
Последуем совету Виттельса и перелистаем произведения известных авторов, обратив внимание на вещие сны героев, и сравним их судьбу с судьбой их создателей.

"... Минувшей ночи ужасы, кормилица,
И зрение, и разум помутили мне..."

Трагедии, писанные с Нерона его воспитателем Сенекой, - идеальный материал для психиатра, психоаналитика и толкователя сновидений. В них столько секса, крови и кровосмешения, что вдруг понимаешь: время зарождения христианства - это время реализации всех желаний без исключения, какие только могут возникнуть в потемках человеческого подсознания.
"... И в изумленьи вижу ложе брачное,
Где я сижу без сил; и вдруг идущего
Ко мне с толпою вижу мужа прежнего
И сына; мой Криспин спешит обнять меня,
Чтоб возместить разлуку поцелуями..."

Все нюансы "эдипова комплекса" для Нерона - норма поведения. Поппея - его жена, возраста им любимой, им же убиенной матери, одна из жертв его необузданных "либидо"-желаний. Ее вещий сон пером Сенеки предсказывает страшный конец всем его персонажам, не исключая и самого автора.
".. Но тут Нерон врывается трепещущий
И в горло меч ему вонзает с яростью.
Испуг великий тотчас забытье прогнал..."


Прошло две тысячи лет. Изменился ли инстинкт обладания и насколько? Следующий сон мне поведала дама средних лет, небогатая, но с благополучной судьбой.
"Я лежу с мужем на шикарной кровати под балдахином. Кругом шелка, бархат, кружева. По сторонам от нас два столика с горящими свечами. Вдруг свеча мужа гаснет. Я встаю, беру со своего столика стакан с жидкостью, подхожу к мужу и выливаю содержимое стакана ему на голову. Муж просыпается в страшном крике. Я просыпаюсь уже наяву в ужасе".
Сон, в котором жена пытается убить любимого супруга, - нормальная реакция женщины на мужнины "репрессии" и, как следствие, жестокое проявление ее неудовлетворенных желаний. Этот сон предупреждал супругов о том, что, если они хотят продолжить совместное бесконфликтное бытие, то супруг должен ослабить давление на самолюбие жены и найти время и силы для любовных игр. Дальнейшая терпимость жены может привести ее к нервному срыву и болезням сердечно-сосудистой системы. Сон носит предупредительный характер, и к нему надо отнестись серьезно. Что касается кровожадности, то у Виттельса есть такое изречение:
"В нас жив преступный инстинкт, изживаемый в сновидениях безнаказанно, так как он никому не вредит...". Признак здоровья человека - если он свою жестокость не выпускает за рамки сна.

У любимого народом Пушкина вещий сон - кульминация многих произведений. Прост для толкования сон Германна.
"... ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман..."
Удовлетворение во сне нереализованного желания Германна - и потеря состояния наяву. Деньги - путь к обладанию не только Лизой. Сон Германна - типичное проявление его экспансивного "либидо"-желания. Автору этой истории, как известно, на деньги не везло.
В период создания этих произведений фрейдовской системы психоанализа не существовало. Если бы Александр Сергеевич ознакомился с ней, то сон Татьяны из "Онегина" мог оказаться другим.
"... Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась..."

Евгений - "Лед", судя по его портретной зарисовке, находился в "латентном", спокойном состоянии в связи с изрядными затратами "либидозной" энергии в столице. И в Танином сне скорее Ленский-"Пламень" схватился бы за нож. Да и для рафинированной провинциалки Тани, воспитанной на подвигах из рыцарских романов, сон не слишком ли по-мужски натуралистичен? А может, это вообще не ее сон? Но самое удивительное, что спустя десять лет история самого Пушкина печально закончится по сценарию Таниного сна. С полным основанием его можно назвать вещим.

Сюжеты снов, их яркость и необычность связаны с впечатлительностью их автора. А вот сроки, за которые они могут сбыться, и лица, которые затрагивает сон, зависят от масштабности дел, составляющих жизнь хозяина сновидений.
Один из самых масштабных - сон Святослава из "Слова о полку Игореве". Он предсказал трехсотлетнее татаро-монгольское влияние на разобщенные русские княжества.
"А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах.
В ночь сию с вечера одевали меня, - молвил, -
черным покрывалом, на кровати тисовой,
черпали мне синее вино с горем смешанное;
сыпали мне из пустых колчанов поганых толмачей
скатный жемчуг на грудь и нежили меня.
Уже доски без князька на моем тереме златоверхом!"

Это событие в переложении со старославянского В.И. Стеллецким относится к 1185 году. Произведение, надо отметить, незаказное и неподцензурное. Хоть оно писано во славу русского оружия, но ухарство Игоря и его сыновей стоило Руси сотен лет бесчестия, о чем и повествует "Слово". Черное покрывало, вино с горем, поганые толмачи с негой и дарами, терем без атрибутов власти - все это символы беды. У Святослава сработал репрессивный механизм подавления разгульного княжеского "либидо", душа слушала голос суперэго-совести, и сон-тревога открыл ему ужасные последствия сыновьего похода.
Но кесарю - кесарево, а простому человеку сны снятся, может, менее масштабные, но не менее пророческие. Такой сон рассказала дама в возрасте, овдовевшая, но не опустившая рук, несмотря на печаль одиночества.
"Мне приснился мой муж. Он лежал в какой-то скрюченной, неудобной позе прямо на земле. Он был голым, наполовину засыпанным листвой".
На вопрос, давно ли дама не была на могиле мужа, она ответила, что около года. Болела. Я порекомендовал ей навестить могилу. Потом она рассказала, что кто-то уронил надгробие...
Возрастное угасание "либидо"-желаний и чуткое прислушивание к суперэго выводят в мир ирреального, запредельного для обычного логического объяснения. Река времени течет год за годом, и вдруг вспышка озарения выхватывает из тьмы подсознания истинную причину сновидения.

"В 1926 году, когда катастрофа была для меня слишком близкой, когда противоречия и конфликты ужаснули меня и я не находил выхода, я увидел сон.
Я увидел, что в мою комнату входит Есенин, который только недавно умер, повесился. Он входит в комнату, потирая руки, счастливый, довольный, веселый, с румянцем на щеках. Я в жизни никогда его таким не видел. Улыбаясь, он присаживается на кровать, на которой я лежу. Наклоняется ко мне, чтобы что-то сказать.
Содрогаясь, я проснулся. Подумал: "Он явился за мной. Все кончено. Я, наверное, умру".
Но вот шли годы. Я позабыл об этом ночном инциденте. И только теперь, вспоминая все, что было, припомнил этот сон. И тотчас понял, что он обозначал для меня в то время. Ведь он означал: посмотри, как мне теперь хорошо, взгляни, какой я теперь счастливый, здоровый, беззаботный. Милый друг, поступи, как я, и ты будешь в безопасности от тех ужасных бед, которые нас с тобой раздирали".
Сновидение, обрисованное Михаилом Зощенко, было понято им спустя десятилетие. Инстинкт самосохранения в период душевного смятения явил ему цветущего покойника, ушедшего на взлете творческой карьеры насильственно и загадочно. Обостренное восприятие событий Михаилом Михайловичем подсказывало, что нэп заканчивается, и грядет железное правление, под катком которого сгинут многие, и смерть Есенина - первый звонок. Сон вещий, и если его трактовать по формуле "альтернативной реализации желаний", то неудовлетворенное "либидо" художника требовало сведения счетов с обстоятельствами или с жизнью. Но его судьба сложилась иначе. Хотя, кто знает, не самоубийство ли та жизнь, на которую он отважился?

Чем взрослее человек, тем кровожаднее и страшнее его сны. Сон молодого человека соответствует его желаниям. А его желания просты и понятны.
"... Сиддхарте приснился сон: перед ним стоял Говинда, в желтом одеянии аскета. Лицо Говинды было печально. Он с грустью спросил: "Зачем ты покинул меня?" Сиддхарта обнял Говинду, обхватил его руками, но когда прижал его к груди и поцеловал, то почувствовал, что перед ним не Говинда, а женщина. Из платья женщины высвободилась наружу полная грудь, а он, Сиддхарта, лежал у этой груди и пил. Сладко и крепко было молоко! От него исходили ароматы мужчины и женщины, солнца и леса, животных и цветов, всевозможных плодов и наслаждений. Оно опьяняло, дурманило..."
Блаженное состояние Сиддхарты после победы над плотью вполне понятно. Несмотря на отсутствие потребности у героя в разрядке "либидо"-желаний, сон окрашен в эротические тона. Герман Гессе использует его как сигнал поворота в судьбе героя, намекая, что аскетический этап жизни заканчивается. Сон Сиддхарты, как состояние "нирваны", и он не может быть невещим. Судьба Гессе, как судьба его героя, плавно стремится к реке вечности, через удовольствия и суету человеческой игры-"сансары".

Одна шестнадцатилетняя девушка, стройная красотка, любящая обнажаться, поведала мне такой сон.
"Я гуляю по лесу, залитому лунным светом. Кругом бродят дикие звери, лисы, зайцы, волки, лоси. На меня они не обращают внимания. Я одета в короткую шелковую рубашечку. Мне совсем не страшно. Но вдруг я почувствовала на себе чей-то взгляд. В кустах горели два огромных злобных глаза. И сразу меня обуял страх, луна исчезла, и я осталась одна с этими страшными глазами. От ужаса я проснулась".
Девушки этого возраста страждут ощущений. Они распахнуты и притягательны, особенно криминально раскрепощенным личностям. Выяснилось, что, возвращаясь поздно домой, она пересекает пустырь. Я посоветовал ей в течение недели ходить через опасное место с сопровождающим и носить это время джинсы. Через неделю девушка мне позвонила и сообщила, что на нее была совершена попытка нападения, но место события оказалось другим. Поскольку она была психологически подготовлена, все обошлось. У молодых женщин обострено чувство опасности, и сон, объясненный вовремя, может предупредить несчастье.

Жаль, что пролетарские писатели не пытались своевременно разгадать свои сновидения. И сами бы убереглись от несчастий, и других бы поберегли. Молодой и впечатлительный Алексей Максимович Горький после чтения Шопенгауэра и Ницше так вдохновился снами, что в статье "О вреде философии" отобразил свои видения.
"За рекою, на темной плоскости, вырастает почти до небес человечье ухо, обыкновенное ухо, с толстыми волосами в раковине, вырастает, - слушает все, что я думаю".
Это страх. Ведь всегда найдется кто-то, кто захочет овладеть твоими мыслями, а значит и тобой...
"Длинным, двуручным мечом средневекового палача, гибким как бич, я убивал бесчисленное множество людей, они шли ко мне справа и слева, мужчины и женщины, все нагие, шли молча, склонив головы, покорно вытягивая шеи. Сзади меня стояло неведомое существо, и это его волей я убивал, а оно дышало в мозг мне холодными иглами".
Удивительное безволие автора смелого "Буревестника", проявившееся во сне, не что иное, как подчинение желанию, повинуясь, обладать самому, - инстинктивное желание "либидо"? А может, врожденная чувствительность Алексея Пешкова нарисовала картины того, что с ним произойдет спустя пару десятков лет?

Сон - это знак судьбы. Его надо уметь читать так же, как знаки дорожного движения. Тогда можно избежать аварий на дороге жизни. Если вам приснился сон, - не спугните его, и он не испугает вас.
"...она... чувствовала, что мужичок этот не обращает на нее внимания, но делает это какое-то страшное дело в железе над нею".
Сон Карениной и Вронского станет вещим не только для них, но и для самого автора. Бросив Анну на рельсы, Лев Николаевич сам окажется в домике станционного смотрителя умирающим от воспаления легких, которое он получит в общем вагоне поезда, уходящего из Ясной Поляны его жизни. поделиться
Александр Спасский
04.07.2003

    Объясните мне мой сон, которую я вижу уже годами, но не могу понять. Мне снится моя бабушка, которая давно умерла. И вижу я ее живой, но всегда больной и как будто вот-вот умрет и я не знаю что делать и мне всегда жаль ее.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru