Нечисть лесная


Нечистая сила бессмертна!

Само естество человека несло в себе элементы чистоты и нечистоты.
У многих народов женщина в период месячных считалась нечистой. Полагали, что в критические дни она могла испортить мужчинам работу, сорвать удачную охоту. Чистые же силы давали жизнь и здоровье. Великую очистительную силу приписывали крови, а также животворному красному цвету. Очистительной силой, по поверьям древних индоевропейских народов, обладала вода - отсюда возникли различные ритуальные омовения. И конечно, способность очищать приписывали также огню.
Время нечисти наступает с темнотой, ночью, поэтому с ней часто ассоциировался черный цвет. Могущественными заступниками от нее были божества Солнца, Молнии, Грома и все светлые силы. С рассветом, с первыми петухами, нечисть стремительно теряет свою силу.
От дурных сил славянина могла оградить магическая черта-граница - в виде круга или квадрата. Так в славянских языках со временем появилось понятие ЧЁРТА - то есть нечисти, обитающей за пределами защитной черты. Другое широко распространенное название всякой нечистой силы в нашем языке - это НЕЖИТЬ. Она - не живет обычной жизнью. Рождается и умирает как-то по-особому или вообще бессмертна. Во вредоносную для человека нежить часто обращались покойники, не погребенные по общим традициям люди, а также умершие колдуны и ведьмы.
Вся окружавшая наивного человека природа просто кишела этой неведомой нечистой силой. Однако, по взглядам наших предков, "местная" нечистая сила хотя и могла принести вред, но с ней нужно и можно было жить рядом. Одних следовало просто избегать, с другими следовало договориться, используя магические заклинания, у третьих нужно было попросить помощи и покровительства, Ну и наконец, существовала неведомая сила, которая просто помогала славянину жить и охраняла его от всяких напастей.
Наш язык сохранил множество названий для нечистой силы: злой дух, змей, вий, вурдалак, волколак, упырь, лукавый, луканька, нелегкий и нелегкая, морока, мара, черная сила, несветик, шиш, шиши-мора и кикимора, леший, водяной, русалка, полевик, левый, идол, окаянка, анчутка, русалка и многие иные. С приходом христианства образы нечистой силы стали объединяться в собирательные представления о черте и бесе. В религиозном сознании появились образы царя тьмы и мрака - Вельзевула, сатаны, дьявола, ненавистника рода человеческого - немытого, рогатого, беспятого монстра. Из тюркских языков и мусульманства к нам пришло слово шайтан.
Нечисть обитала повсюду: в лесах, водоемах, болотах, по ночам бродила по дорогам, кучковалась на перекрестках, подбиралась к самому жилищу славянина и проникала в его дом. Мы начнем наш рассказ о славянской нечисти с одного из самых почитаемых нашими предками персонажа - лешего.

Царь лесной

Могучие леса окружали разбросанные славянские деревеньки. В непролазной чащобе обитал лесной хозяин, которого так и называли - лешим, лешаком или лесовиком. Порой его и назвать по имени боялись, чтобы беды не накликать, говорили иносказательно: лес праведный, "он", лесной, волосатик, Володька.
По легендам, леший живет на болоте, в чащобе. На зиму уходит в мир иной, или Ирий, может засыпать в берлоге, как медведь. Просыпается с первой грозой. Если видели селяне в лесу разбитый молнией дуб - полагали, что это "Илья пророк в лешего метил, да тот убег".
Народная фантазия рисовала лешака заросшим шерстью странником. От людей он мало отличается, только кровь у него голубая. Одет лесовик чудно: правый лапоть на левую ногу, а левый - на правую, тулуп вывернут меховой изнанкой наружу. Все не как у людей! Зеленые глаза горят изумрудным пламенем. Бровей то совсем нет, то они мохнаты, как ветки еловые. Ухо у лешего одно, потому его еще звали корноухим. Тулуп свой леший застегивает справа налево и перехватывает в талии красным кушаком. Ростом может быть с самую высокую сосну, а то прикинется малышом, так что в траве не разглядеть. Леший неразговорчив, часто гогочет в лесу, заливается хохотом, улюлюкает, свистит, плачет по-человечески. Эхо в лесу считали голосом лешего. Он и петь любит, только со слухом у него туговато, поэтому чаще он то шумит, как лесной бор, то завывает ветром. Порой видят лешего лесорубы в холодные ночи. Он может прикинуться человеком, если захочет с людьми пообщаться. Но есть верный признак, по которому, его можно распознать: леший не отбрасывает тени, как всякая нежить и нечисть.
Помимо человечьего обличья, леший мог превращаться в различных зверей, прежде, всего в медведя. Все мохнатые обитатели лесной пущи были его ближайшими друзьями: волки, коты лесные, рыси и росомахи. Ученые считают, что образ лешего во многом совпадает с древнейшими представлениями о всемогущем боге подземного царства славян, которого называли Волосом.
Леший - джентльмен. В чужие владения, на поля он не ходит - там царство другой нечисти, полевой. Не приближается он и к дому, где домовой с доманей-женой верховодят. Не любит леший черных петухов, собак с пятнами над глазами да деревенских трехцветных кошек.
Зато в чащобе - он полный хозяин. В каждом лесе свой лесовик. Но есть среди них наиглавнейший, которому остальные подчиняются, - это Царь лесной.
Лешие между собой общаются, со скуки в картишки могут перекинуться, на зайцев, например. Эти длинноухие "плейбои" у них вообще в рабском подчинении. Проиграть их соседу не зазорно. Через месяц-другой наплодятся так, что спасу нет. А если белки вдруг осатанели, по деревьям стаями прыгают - точно, проспорил один лешак другому длиннохвостых, вот те и переселяются в новые владения. По крайней, мере так наши предки объясняли миграции лесных обитателей.
Леший - не враг человеку, он, скорее, любит над ним подшутить, поиграть. Вот пошел человек в лес по ягоды или грибы, в азарте поиска забрался в самую глухомань, растерялся, потерял ориентацию и долго кружит в чащобе. Лесному океану нет конца, страшно, мурашки по спине бегают, пот прошибает. Значит, леший водит человека, дурачит. Не пропасть бы совсем! Если напал в этот момент истерический смех с перепугу, значит, леший защекотал, рассудок отнял. Чтобы от лешего отвязаться, надо вывернуть одежду наизнанку, изменить запах кафтана, лапти поменять - правый на левый: все это, чтобы стать похожим на нежить, обмануть ее. Можно подманить лешего его любимой поговоркой "Шел, нашел, потерял", а потом закричать что есть мочи - "Овечья морда, овечья шерсть". Леший поймет, что его узнали, и убежит.
Есть и другое средство. Леший, как и всякая нечистая сила, не любит запаха чеснока. Еще не нравится ему лутошка - то есть очищенное от коры и сучков липовое полено. Когда же совсем разуверишься, что найдешь дорогу из леса домой, тогда надо ругаться по-черному, чем круче, тем лучше. Леший русского мата не переносит, отпустит заблудившегося путника. И почему, спрашивается, наш русский народ такой матерщиник? Оказывается, предки старались крепким словом нечисть отгонять!

Друг пастухам, а девкам - любовник...

Лесное лешачье сообщество, по представлениям предков, включало в себя не только лесовика - Царя лесного, леших меньшего калибра, но и специальных дедов-стариков, которые детей малых в чащобу заманивают и держат там их подолгу, радуясь слезам матери. Хорошо, если сумеет малой от них сбежать. Вот и роженице ни в коем случае нельзя было даже в муках проклинать себя или ребенка. Такой младенец считался уже собственностью лешего. Рано или поздно хозяин заберет его к себе, как бы потом мать ни голосила, ни плакала. Сгинет малыш в лесной глухомани.
Один раз в год, 4 октября, никакие заговоры против лешего не действовали. Лучше в этот день в лес вообще не ходить - там лешие бесятся. На день же Ерофея-мученика они, наоборот, замирают. Перед тем только устраивают в чащобе непролазные буреломы.
Самый близкий на деревне лешему человек - пастух. Ведь он с весны до осени в лесу рядом со скотиной находится. Пастухи заключали на первом выгоне скота с лешим договор, по которому тот обещался охранять стадо. Для верности договора пастухи приносили лесному хозяину дары на перекрестки тропинок, чтобы скотину не трогал, не разрешал волкам да медведям ее портить. Пастух читал особые заговоры для лешего. Была в торбе у пастуха особая магическая вещь - замок, который он запирал на ключ и бросал в лесную чащу. Считалось, что леший забирал замок и, когда стадо входило в лес, отпирал его, а по выходе - снова запирал. Если вдруг стадо ложилось на землю, полагали, что лесной хозяин замок запер. Все свои несчастья пастух приписывал козням лешака. Леший был малый честный, сговорчивый, хотя и простоватый. Обманов не терпел. Пастухи же нередко лесного хозяина обманывали, например, съедали приготовленные ему дары.
Леший был хоть и нечистью, но "своей". Народ его побаивался, подшучивал над ним, но нередко искал его помощи. Если кого в сердцах и посылали по русскому обычаю куда подальше, то сначала, видимо, направляли прямо к Володьке. До сих пор сохранилась поговорка - "иди ты к лешему" или "иди ты к ляду". Слово "ляд" на старом русском языке означало чащобу, пустошь, заросль березняка и лешего.
Другая поговорка - "ляд с ним" - имеет современный крутой эквивалент, в котором, вероятно, имеются в виду мужские достоинства лесного хозяина. А ведь были на то основания! По преданиям, девки ах как любили к лешему в лес бегать, но, самое главное - никогда от него не беременели. А если сам леший девицу украдет, тут и детки могут народиться. Девицы гадали: "Леший красный, леший черный, приходи ко мне, приводи милого". Своих подружек из деревни леший деньгами мог одарить. Ведь он' был хозяином всех лесных кладов д. сокровищ, слыл мужиком нежадным. У него деньги даже из носа сыпались. Если внезапно селянин начинал богатеть, считали, что он с лешим знается. поделиться
Сергей Корневский
19.09.2003

    Спасибо за информацию.Мне было интересна она в связи с происхождением моей фамилии, а также для сказки, которая посвящена дочери Лесного царя.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru