Почему у страха глаза велики?


В XVII веке знаменитый французский философ, математик, физик Рене Декарт пришел к поразительному выводу, с которым никак не могли согласиться не только его современники, но и ученые, жившие через сто и двести лет после него. Только в 80-х годах XIX столетия крупнейшие психологи американец В. Джеймс и немец К. Ланге вернулись к идее Декарта и высказали предположение, вошедшее в науку как гипотеза Джеймса-Ланге.
Вероятно, Декарт предложил первую в истории неврологическую модель эмоций. По представлениям, человек, как и любое животное, действует, как машина. Дыхание и кровообращение совершаются механически. Управление процессами, происходящими в теле, осуществляется без участия души.
Коллеги недоверчиво спрашивали, неужели Декарт считает, что люди убегают от опасности не потому, что испытывают страх, слышали в ответ, что мозг получает сигнал об угрозе и автоматически заставляет человека спасаться. Однако существует разница между человеком и животными. Люди, спасаясь бегством, испытывают страх. Согласно Декарту, неправильно говорить, что человек убегает от волка, потому что он боится. Правильнее сказать: он боится, потому что он убегает.
Поводов для тревоги и всяческих страхов в нашей жизни предостаточно. Миллионы людей рискуют оказаться никому не нужными, без работы, без достаточных средств к существованию, без моральной поддержки.
Страх парализует волю, ведет к алкоголизму, наркомании, сексуальным расстройствам. Некоторые психотерапевты считают, что скрытые резервы человеческой психики, если больной сумеет ими воспользоваться, позволяет ему справиться даже со СПИДОМ, но тому, кто поддался страху, опасен и насморк.
Словом, страх не сулит ничего, кроме беспокойства и мук. Так было принято считать на протяжении столетий.
Но в середине XIX века знаменитый датский философ С. Кьеркегор заметил, что страх – вовсе не проклятие и не бедствие, как снег на голову обрушивающееся на человека, а его постоянный спутник, иногда несносный, а порой весьма желанный и даже крайне необходимый.
Сам по себе страх ни плох, ни хорош. Все зависит от того, как к нему относиться и как им распорядиться. Назначение страха – предупреждать о грозящей беде. Пока человек испытывает страх, он сохраняет и шанс благополучно разрешить свои конфликты.
Речь здесь идет не о том страхе, который испытывает пациент, входя в зубоврачебный кабинет. Зуб вырван – и тревога бесследно исчезает. Но есть еще страх, стараться избавиться от которого – все равно, что пытаться убежать от собственной тени.
У каждого человека есть нечто – свобода, карьера, власть, любовь, вера – потеря чего сделала бы его жизнь пустой и бессмысленной. Лишившийся уважения окружающих или определенного социального положения человек перестает ощущать себя личностью, а этого он боится не меньше смерти.
Угрозы идут постоянно и со всех сторон. Воспринимаются они не рассудком, а на бессознательном уровне. От них некуда скрыться. Против них трудно принять какие-то меры, потому что проявляются они в виде смутного беспокойства и мучительной неуверенности в себе.
Грубое слово или холодный взгляд ранят потому, что заставляют человека задуматься: «Может быть, я уже ничего не значу?» Иногда мы переходим на другую сторону улицы для того, чтобы не встретиться с кем-то, бессознательно избегая неприятных встреч (впечатлений).
Большинство людей, наверное, очень удивились бы, если бы узнали, как часто в обычной жизни они поступают так или иначе для того, чтобы приглушить ощущение страха. Старание самоутвердиться и подавить внутреннюю тревогу проявляется буквально во всем: в манере говорить, одеваться, жестикулировать, в выборе журналов для чтения и в том, что предпочитает ли человек смотреть по телевизору детектив или конкурс красоты.
Реакция на страх может быть нормальной или невротической, не соответствующей размерам угрозы. Человек часто не способен справиться с опасностью, потому что не в состоянии и понять ее причин. Так, ребенку, которого не любят родители, нелегко это осознать.
До тех пор, пока причины страха остаются скрытыми, их нельзя устранить. Вместо этого человек пытается его подавить и бежать от него. В США еще в 20-е годы социологи стали считать обычным способом справиться со страхом повышенную деловую активность, которую американские психологи называют «нормальным неврозом».
Стараясь обрести уверенность в себе, человек гонится за сменой впечатлений и развлечениями, но может идти прямо противоположным путем, ограждая себя от мира с помощью алкоголя или наркотиков, становясь апатичным и безразличным ко всему на свете.
Неврастеник не знает, как изменить жизнь, и не верит, что способен это сделать. Он предпочитает верить в судьбу и загоняет свои страхи в бессознательное, и тогда они вырываются наружу, проявляясь в виде болезней. Но счастливая, безоблачная, спокойная жизнь, в которой начисто отсутствовало бы всякое беспокойство, встречается крайне редко. Трудно найти человека, полностью свободного от страхов, но если для неврастеника страх – глухая стена, преграждающая путь к счастью, для здорового человека он – лишь препятствие, которое иногда бывает трудно преодолеть, но которое делает его жизнь менее пресной и скучной.
Страх перед падениями и ушибами заставляет ребенка учиться ходить. Страх учит человека добиваться своей цели. Итальянский аббат Фердинанде Гальяни (1728-1787) даже утверждал, что отвага – это просто сильнейший страх. Но у проблемы страха есть другая сторона, на которую по понятным причинам медики не хотят обращать внимания. «У страха глаза велики» – говорят в народе, подразумевая под этими словами, что тут не обходится без сглаза или без самосглаза, который и является причиной всех бедствий, валящихся на перепуганного человека. Не случайно в русской народной медицине испуг был верным признаком порчи.
Что делает испуганный человек? Пытается спрятаться от опасности. Но как ему быть, если он охвачен тревогой, причины которой не может понять? Он ищет укрытия в самом себе, пытаясь отгородиться от внешнего мира. И чем больше отталкивают его работа, окружение, все, чем ему ежедневно приходится заниматься, тем больше он погружается в себя, всматривается в себя и подвергается опасности самосглаза.
Если перед человеком лежит кусок вкусного торта, у него выделяется слюна. Если человек взволнован, разгневан или поставлен в неудобное положение, он бледнеет или краснеет. Если человек видит, как кто-то зевает, ему может захотеться спать. Чужой смех, неизвестно чем вызванный, возбуждает желание смеяться.
Печальное лицо приводит в состояние грусти, для которой, возможно, нет ни малейшего повода. Сильнейшая зубная боль иногда проходит сама, когда человек удаляется от зубоврачебного кабинета. Даже наблюдения за судорогами у больного человека могут вызвать такие же судороги у того, кто наблюдает.
Некоторые люди начинают испытывать физическую боль, когда видят страдающего человека. Некоторым для этого достаточно бывает услышать о чужих недугах.
Считается, что во время эпидемий нередко появляются люди со всеми симптомами инфекционного заболевания, хотя настоящие причины их нездоровья в страхе и внушении. Все это проявление законов симпатии и антипатии.
За подобным следует подобное. Когда человек становится свидетелем убийств, пожаров, катастроф, он испытывает страх: и тогда, когда существует реальная угроза его жизни, и тогда, когда сам он находится в безопасности. Он боится, потому что знает, что все в мире связано. События, за которыми он наблюдал, по законам симпатии могут отразиться на нем самом. Еще в 1582 году, во время резни гугенотов во Франции, были описаны многие случаи, когда умирали люди, на глазах которых мучили, убивали и разоряли их близких, но которые сами еще не подверглись насилию.
Воображение – это способность мысленно представлять себе что-то. В голове художника возникают образы. Они доступны только ему. Он сидит в своей квартире в заснеженной Самаре, а перед его глазами залитые солнцем горы где-то там, далеко на юге. Но вот он берет кисти, краски, холст и изображает то, что видит он один. Тогда и другие люди могут получить представление о том, что занимает художника. А можно ли обойтись без холста, красок, слов? Ничего не рисовать, не рассказывать и все же сделать так, чтобы другой человек видел то же самое?
В Древней Греции верили, что сильное напряжение человеческой души может не только привести к магическому воплощению картин, возникающих в человеческом воображении, в образы, видимые другими людьми, но и изменить самих людей и всю окружающую обстановку.
Учению о воображении придавал большое значение знаменитый Демокрит, веривший, что образы, испускаемые завистниками, проникают в организм человека, которого глазят, и разрушают его, а ум того, кто поражен дурным взглядом, приходит в смятение. Все то, о чем человек мечтает, к чему он сильно стремится, не проходит для него бесследно.
Его душа воздействует не предметы и людей, которые окружают человека, но прежде всего – на его собственное тело. Душа его формирует и распоряжается им. Если бы человек обладал достаточно сильным воображением и не боялся им пользоваться, то мог бы менять свою внешность с такой же легкостью, с какой меняет выражение своего лица. Образы, которые создаются свободной волей, совсем не такие, какие рождаются в пустых и случайных мечтах. Фантазии не имеют определенной цели. Они только будоражат человека и могут довести его до безумия.
Галлюцинации, вызываемые наркотиками, только расслабляют человека и лишают его воли, необходимой для материального воплощения его мысленных образов.
Образы, порожденные одной душой, начинают воздействовать на астральное тело того человека, к которому посланы. И если воображение человека, создавшего образы, достаточно сильно, он подчинит своей воле того, кто его образы воспринимает. Этим объясняется действие дурного глаза, передача телесных повреждений и психических заболеваний. Воображение родителей с помощью их воли может сказаться на том, каким будет тело их ребенка.
В конце прошлого столетия антрополог, изучавший маори – коренное население Новой Зеландии – описал загадочную смерть молодого сильного человека. Тот нарушил какой-то существовавший среди его соплеменников запрет и исчах в течение нескольких дней.
У человека, которого все не любят и который окружен тайными и явными недоброжелателями, есть все основания опасаться сглаза. Он постоянно ощущает опасность порчи, пытаясь ее избежать, часто совершает странные поступки, заставляющие даже хорошо знакомых его людей сомневаться, в здравом ли он уме. Они и сам себе должен казаться странным. Ведь он не сознает, от чего убегает.
Таким человеком, находившимся в вечном страхе, был военный министр пушкинской поры граф А.А. Аракчеев. Он очень боялся отравы за обедом и прежде, чем приступить к новому блюду, давал его попробовать своих собачкам, на могилах которых в его имении Грузино были установлены чугунные памятники. Даже кофе Аракчеев наливал в блюдечко и давал собачке. И пил сам только после нее.
Можно быть уверенным, что это был именно страх перед порчей. Потому что люди, которые ее боятся, постоянно и повсюду выискивают ее признаки. Когда такое выискивание продолжается много лет, человек не выдерживает.
Ему хочется, чтобы ничего вокруг него не менялось. В малейшем изменении порядка вещей ему видится признак приближающегося несчастья. Аракчеев заботился, чтобы каждое дерево в его имении имело определенный вид. Под деревьями сидели мальчики, собиравшие и упавшие листья, чтобы на всех дорогах и тропинках был идеальный порядок. Понятно, что такой образ жизни успокаивает, но не спасет. Аракчеев закончил свою жизнь плачевно, лишившись всех почестей и должностей.
Однако некоторые люди постоянно находятся под страхом порчи, смотрят на дело по-другому и находят выход из тягостного положения.
Человеку с детства внушают, что страх унизителен, что трусость надо презирать. Избегать боя, прятаться от пули считается недостойным поведением. Но мало кто считает зазорным опасаться порчи. Римские военачальники, продемонстрировав свою отвагу, возвращаясь домой триумфаторами, требовали, чтобы солдаты ругали и оскорбляли их во избежание сглаза.
Люди очень часто испытывают страх перед болезнями, преувеличивая угрозу своему здоровью. Они твердят о своей беспомощности и незащищенности. Им нравится копаться в своих несчастьях именно потому, что они хотят унизить себя и таким образом оградить от сглаза.
Кроме того, считалось, что заболевание защищает человека от порчи. Больному завидовать никто не станет. В Индии для того, чтобы предотвратит сглаз, нередко симулировали болезни. Однако и европейской психиатрии известно множество случаев, когда люди без видимых причин не только не идут на симуляцию, но и готовы нанести себе тяжелые увечья только для того, чтобы выглядеть несчастными страдальцами. поделиться
Татьяна Зеленина
16.03.2007

    Достаточно интересная тема для размышление, но мне вот очень бы хотелось услышать ваши размышления, уважаемая Татьяна, о таком:
    какое физиологическое значение пословици «у страха глаза велики»??? Пишите….

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru