Эпохальные красавцы


Античность

Список знаменитых красавцев открывает Александр Македонский. У Александра красота была того типа, который греки называли "каллос кагато", то есть прекрасный и духовно совершенный (скульптор Лисипп оставил нам его портрет). Не совсем правильные черты лица только прибавляли ему обаяния. К тому же у Александра были темно-русые волосы, что особенно ценили греки. Сложен он был на манер античной статуи, и, пока не вообразил себя живым божеством, поддерживал красоту мускулов тренировками и тяготами походной жизни. Умер Александр 33 лет от роду в 323 году до н.э., "при загадочных обстоятельствах". Красавцем считался и один из его полководцев - Птолемей Лаг, потомком которого была всем известная Клеопатра.

Средневековье

Средние века несколько изменили эталон мужской красоты. Сила по-прежнему восхищала, но уже не так, как в античности. Этому эталону красоты вполне отвечал французский король Филипп IV.

Ренессанс

Эпоха Ренессанса культивировавшая прекрасное во всем, не могла обойти прекрасное в человеке и в его внешности.
В молодости среди первых итальянских красавцев числился и великий Леонардо да Винчи. У него тоже была "ангельская" красота, возбуждающая интерес не только женщин, но и мужчин с определенными наклонностями.
Другим красавцем из мира художественных гениев был Альбрехт Дюрер. Но это была совсем другая, "северная" красота: более мягкие черты лица с великолепной, бело-розовой кожей и густыми рыжеватыми волосами, которые Дюрер завивал по последней итальянской моде. И обязательный атрибут нордического имиджа - светлые, голубые или серо-зеленые глаза.
Джулиано Медичи, брат знаменитого Лоренцо Великолепного, слыл "демоническим" красавцем - брюнет с горящими глазами, длинным хищным носом и тонкими губами.
Очень хорош собой был знаменитый фламандский художник Антонис Ван Дейк (1599-1641). Его считали красавцем и современники, но по-настоящему оценили позже, когда XIX век ввел в моду романтизм.

Европейские эталоны

На протяжении почти трех столетий идеалом был изнеженный аристократ - оранжерейный цветок утонченной придворной культуры. Сегодня такую красоту назвали бы "парфюмерной". Красавец ХVII-ХIХ веков должен был иметь мелкие черты лица фарфорового цвета с легким румянцем (когда этого не давала природа, прибегали к гриму), маленькие руки и ноги. Не осуждалась чуть полноватая фигура. Этому модному эталону в молодости вполне соответствовал король Людовик XIV (1638-1715). Историки считают его человеком отчаянной храбрости. Его внучка Аврора Дюдеван известна нам под именем Жорж Санд.
Начало XIX века продолжило тип красавцев, подобных "ветреной Венере, когда надев мужской наряд, богиня едет в маскарад". Но появился человек, внешность которого была окрашена ореолом романтизма. Это был Джордж Ноэл Гордон Байрон, выходец из обедневшей аристократической семьи, оппозиционер по натуре. Он был известен не только как великий поэт, но и как законодатель мод и просто красивый мужчина. Женщины сходили по нему с ума, молодежь боготворила его.
Восхищению красотой Байрона не мешала даже его хромота, которой он сам стеснялся.
Непререкаемым законодателем мод для золотой молодежи конца XIX века был писатель Оскар Уайльд.
Очень хорош собой был и Джек Лондон. Но его красота античного атлета дождалась признания значительно позже, когда молодость писателя уже прошла...

Наши

Россия тоже не была бедна красивыми мужчинами. Одним из них был Александр Невский (1220-1263). Много лет он удерживал Золотую Орду от нового нападения на Русь. Легенда гласит, что во время одной из поездок в Орду Невский был отравлен.
Во времена Ивана Грозного славились красотой Андрей Курбский и Федор Басманов.
Среди красавцев начала XVII века на первом месте стояли братья Романовы. Особенным успехом пользовался Федор Никитич - "красивый мужчина и до того статный, что ежели на ком платье сидело особенно хорошо, то говорили: "Второй Федор Никитич". Во времена репрессий Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи под именем Филарета. На церковном поприще сделал блестящую карьеру - стал русским патриархом. Он же - отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича.
В конце XVII века мода на сильных, стройных мужчин сменилась на молодых, но дородных. Чтобы подчеркнуть полноту юноши, подпоясывались очень низко, выделяя солидный животик. Но один из знаменитых красавцев той поры сохранял "старомодную" изящность фигуры. Это был Василий Голицын, с которого мы обычно ассоциируем с царевной Софьей. Голицын был одним из образованнейших людей своего времени, автор интересных социальных проектов, знаток и сторонник европейской культуры. В течение всей юности Петра I был фактическим правителем государства.
Екатерина II тоже умела выбирать красивых мужчин. Особенно выделялись братья Орловы. Оба участвовали в перевороте, приведшем Екатерину на русский престол, оба пользовались благосклонностью императрицы.
Стареющая Екатерина сделала одним из последних своих любимцев Платона Зубова, который в отличие от предшественников был столь же глуп, сколь красив. Но красавец он был, как сказали бы сегодня, потрясающий. Скульптор Шубин отлил в бронзе юношу с орлиным профилем и тонкими благородными чертами, которого сочли бы красивым во все времена.
Идеалу "купидона" соответствовал и Александр I, которого в молодости называли "самым красивым мужчиной Европы". У него было нежное, почти девичье лицо с фарфоровым румянцем, большие голубые глаза и белокурые волосы. Нам сегодня, пожалуй, больше нравился бы его брат Николай I с медальными чертами древнего римлянина.
Конец очередного века во все эпохи отмечен декадансом в искусстве и мистическими настроениями в умах. XIX век в этом отношении не был исключением. Менялся и тип мужской красоты. На смену юношам, хотя изнеженным, но физически здоровым, приходит образ рокового мужчины, аристократически утонченного и снедаемого сверхъестественными страстями. В моде все нездоровое: кокаинисты, сексуальные меньшинства, эротоманы. Румянец заменяет болезненная бледность как признак избранной натуры. Нравятся брюнеты с прилизанными волосами, огромными темными глазами и узкими тонкогубыми аскетичными лицами.
В России к красавцам этого типа принадлежали Алексей Орлов (потомок Григория Орлова) и князь Феликс Юсупов. Первый являл собой демонического мужчину с неотразимым сексуальным обаянием. Был он безнадежным наркоманом, что свете только прибавляло к нему интереса. Его имя связывали с царицей Александрой Федоровной - женой Николая II. Желтая европейская пресса даже писала, что он настоящий отец царевича Алексея. Во всяком случае, имя этого человека было окружено аурой скандала, затрагивавшего репутацию царской семьи, и от него нужно было избавиться.
Орлову "для поправления здоровья" был приказано ехать в Египет. Но по пути он неожиданно скончался. Ходили упорные слухи, что его отравили.
Молодой Юсупов нам хорошо знаком по портрету Валентина Серова. В светских кругах его называли "русский Дориан Грей". Он действительно был воплощением декадентской красоты. Знаменит Юсупов тем, что был одним из главных организаторов и исполнителей убийства Распутина. После революции семья Юсуповых эмигрировала во Францию. Уже в оккупационном Париже фашисты делали Юсупову самые лестные предложения (вплоть до российской короны). Но хотя родина обошлась с князем не слишком любезно, Юсупов отклонял какие бы то ни было сделки с ее врагами. Знавшие Юсупова говорили, что и в старости он был строен, как юноша. поделиться
Галина Киселева
31.10.2003

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru