Эротика фашизма


Тоталитаризм основан на массовом психозе, на том явлении массовой психологии или даже массовой физиологии, которое можно назвать эротикой тоталитарного обольщения.

"Адольф Гитлер - это Германия, и Германия - это Адольф Гитлер! Кто клянется в верности Гитлеру, тот дает клятву всей Германии...", - когда слышишь всю эту зловещую и смехотворную чушь, то понимаешь, что она не так уж смешна, что экономическое и политическое истолкование тоталитарных режимов не исчерпывает их сути, что, не учитывая подсознательного, сексуально-агрессивного подтекста национализма и фашизма, невозможно по-настоящему прочесть и "текст".
"Великий сын" нации, как именует себя Гитлер, становится эротическим идолом изнасилованной им массы. Выступления Гитлера были не чем иным, как сеансами обоюдной истерии, сексуальная подоплека которой не подлежит сомнению. Во время своих больших речей обливающийся потом фюрер терял в весе несколько килограммов и сходил с трибуны в состоянии, близком к изнеможению после полового эксцесса. Но в таком же трансе пребывала и оглушенная, осчастливленная, полумертвая от пережитого экстаза толпа.
Новый режим, однако, вызвал к жизни не только истерические взрывы любви к вождю. Тайная и явная эротика национал-социализма проявляла себя по-разному и отнюдь не однозначно.

Борьба с сексом

Фашизм относится к сексуальности приблизительно так же, как и к религии: он видит в ней своего соперника. Секс отвлекает молодежь от выполнения грандиозных задач, поставленных партией, поэтому он должен быть вытеснен или сублимирован, - иначе говоря, необходимо "переключить" энергию полового влечения: абсолютный приоритет государства во всех сферах жизни, этика самоотречения, военная подготовка, труд на благо Родины, коллективное самопожертвование - все это должно обесценить и погасить низменные инстинкты. Борьба с сексом идет под лозунгом нравственного оздоровления нации. Гитлер говорит об этом в Mein Kampf ("Моя борьба"):
"Общественная жизнь должна быть очищена от удушливой атмосферы новейшей эротики. Во всех этих вещах цель и путь должны определяться заботой о здоровье нашего народа, как духовном, так и телесном. Свобода отдельной личности отступает на задний план перед долгом сохранения расы".
Но уже в этих словах содержится намек на неоднозначное отношение нацизма к полу. Одновременно с проповедью немецких добродетелей национал-социализм требовал вернуться к тем самым инстинктам, против которых он как будто ополчался во имя нравственности.
Немецкий национал-социализм интегрировал некоторые общественные движения, возникшие в начале века, и придал им особо злокачественный, агрессивный характер.

Мужской союз

В 1901 году в одном из предместий Берлина родилось юношеское движение, поначалу лишенное политической окраски, - его лозунгом было: молодежь хочет жить своей жизнью. Прочь из вонючих городских дворов, из тесных жилищ, подальше от унылой, отупляющей жизни взрослых! Пешие походы, песни, свежий воздух полей, ночевки у костра, вольное товарищество, состязания в силе и ловкости.
Очень скоро, однако, движение молодежи оснастилось специфической идеологией. У подростков появились вожди - крепкие, нарочито грубые мужики с военной выправкой, подававшие пример "германской мужественности". Быть мужчиной означало уметь владеть собой, закаляться физически, быть первым в спорте и борьбе, беспрекословно подчиняться старшему, любить немецкое отечество, быть рыцарем по отношению к девушкам, но не унижаться до роли кавалера. Настоящий мужчина не расходует себя на ухаживание, флирт и сексуальные утехи. Мужские союзы, возникающие из дружбы подростков, под началом умелого руководителя превращаются, таким образом, в школу для будущего солдата и одновременно в школу специфического полового воспитания: дух казармы соединяется с отчетливым духом гомосексуализма. Мужской союз становится гнездом правого радикализма.
У этого движения были свои певцы и пророки. Между 1917 и 1919 годами вышло в свет сочинение Ганса Блюэра "Роль эротики в мужском обществе". Автор, ветеран юношеского движения, испытал влияние Ницше и, конечно, Фрейда. Главная мысль этой примитивной, но энергично написанной книжки: новая социальная общность и народное государство могут быть созданы только решительными и сплоченными единой волей мужчинами, не обремененными семьей, не имеющими права приносить себя в жертву любви и женщине, способными возвысить, сублимировать половую энергию. Эрос должен быть облагорожен. Другими словами, освобожден от биологической функции продолжения рода. Такой эрос культивируется в мужском сообществе. Именно там воспитываются строители будущего общества. Этими строителями, передовым отрядом нации, станут гомосексуалисты, так как гомоэротика воплощает высшие духовные принципы: мужество, самоотверженность, суровый коллективизм, превосходство мужчины над женщиной, умение повелевать и следовать за вождем.
Вторая книга гораздо более известна: это трактат Отто Вейнингера "Пол и характер". Женщины и евреи (народ, которому якобы присущи женские черты) представляют собой, по мнению Вейнингера, теневую, низменную и недостойную часть человечества. Мужчина воплощает благородное, активное и созидательное начало, доблесть и нравственность; идеальный мужчина - это ариец. Половая жизнь есть не что иное, как уступка женщине, уступка животному инстинкту; секс унижает мужчину. Женщина же, напротив, целиком погружена в стихию пола, она тащит с собой в историю варварское прошлое человечества: женщины лживы, лицемерны, примитивно-чувственны, равнодушны к высшим духовным ценностям, и вообще было бы лучше, если бы их не было.

Раскрепощение тела

Еще на грани века обозначилась некая новация, вначале воспринятая как бунт против буржуазной респектабельности и салонной морали: "открытие тела". Из душных будуаров - назад к природе, к солнцу; отбросим ложный стыд, раскрепостим человеческое тело; прочь тесные одежды, корсеты, длинные платья и наглухо застегнутые сюртуки, все эти лицемерные уловки, целью которых было спрятать нагое тело, объявить его несуществующим и вместе с тем искусственно раздразнить чувственность, превратив ее в тайное наваждение. Появились кружки и общества нудистов, которым хотелось превратить Германию в древнюю Элладу: античное искусство неотделимо от природы, античная нагота освобождает человеческое тело от сексуальности. Такова задача новой фотографии и героически-натуралистического искусства: они демонстрируют человеческое тело не в качестве пикантной приманки, не как объект постыдного вожделения, а как символ духовного и физического здоровья, близости к вечной природе, чистоты и величия нации.
Как разъяснил идеолог нудизма Рихард Унгевиттер, задачей движения за раскрепощение тела должно быть воспитание новой элиты и изгнание чужеродных элементов из тела нации. "Коричневый цвет загара должен окрасить тела германских мужчин и женщин. Коричневый цвет - это цвет нации!" - изрек другой теоретик нордической голизны, Ганс Зурен.

Секс в жизни фюрера

Патологическая ненависть Гитлера к евреям, возможно, частично объясняется тем, что его бабушка по отцовской линии была соблазнена евреем, сыном хозяина, на которого она тогда работала. Анна Мария была не замужем, когда родила Алоиса, будущего отца Гитлера.
Брак родителей Гитлера был настолько близок к кровосмесительному, что они даже вынуждены были получать специальное разрешение на него у папы римского. Из семи детей, родившихся у матери Гитлера, четверо умерли в раннем детстве, один был слабоумным и еще один ребенок был полным идиотом, которого никогда не показывали другим людям.
В 30-ые годы по всей Германии ходили слухи, что фанатическая преданность лидера нацистов делу партии объяснялась тем, что Гитлер был полным импотентом. Шутники указывали на любимую позу фюрера, которую он столь часто принимал на различных митингах и парадах, когда держал руки, скрестив их впереди себя пониже живота. Говорили при этом, что фюрер "прячет последнего безработного члена третьего рейха".
То небольшое число женщин, которые имели интимную близость с Гитлером и остались после этого живы, заверяли, что он не был импотентом. После интимных контактов с Гитлером многие из его любовниц либо покончили жизнь самоубийством, либо погибли от рук гестапо, которое таким образом заботилось о репутации фюрера. Не доказано и то, что Гитлер был садомазохистом, о чем в свое время тоже ходило много упорных слухов.
История с самоубийством Гели Раубал, племянницы и любовницы, держалась в секрете. 21-летняя дочь единокровной сестры Гитлера, была, по-видимому, единственной женщиной, которую он действительно любил. Однажды она, рыдая, призналась своим друзьям: "Мой дядя просто чудовище. Вы мне просто не поверите, если я расскажу вам, что он заставляет меня делать".
В середине 30-х годов Гитлер познакомился с Ренатой Мюллер, 20-летней звездой немецкого кинематографа, голубоглазой брюнеткой, типичной арийской красавицей. Рената не могла не принять приглашения, больше похожего на команду, которое поступило к ней от хозяина Германии. Рената Мюллер либо сама выбросилась из окна своей берлинской квартиры, либо ей помогали по приказу гестапо, которому стало известно о том, что у Ренаты был любовник - еврей.
Судьба некоторых других сексуальных партнерш Гитлера сложилась столь же трагично. В 1939 году в Мюнхене пыталась застрелиться англичанка Юнити Митфорд. Пуля застряла у нее в голове, и она прожила, прикованная к постели и практически не приходя в сознание, еще 9 лет. Сюзи Липтауэр повесилась после ночного свидания с Гитлером. Мария "Ми-ми" Рейтер тоже предприняла попытку самоубийства, но осталась жива. Каковы причины этих странных смертей и попыток самоубийства? Необычное поведение Гитлера в спальне? Возможно. Доказательств этого, так или иначе, нет.
Киноактриса Ева Браун, тоже не раз помышлявшая о том, чтобы покончить счеты с жизнью (об этом свидетельствует ее дневник), в качестве долголетней подруги Гитлера появлялась в интимном кругу приближенных и официальной супругой стала лишь в последние часы рейха, накануне совместного самоубийства.
В своем дневнике она писала: "Я нужна ему лишь для определенных целей... это просто идиотизм". Гитлер часто просил Еву, чтобы в помещении она была все время совершенно обнаженной. Он предпочитал сам раздевать ее, снимая с нее детали одежды дрожащими пальцами, что ее страшно раздражало. Когда они вместе отдыхали где-нибудь на природе, он всегда настаивал, чтобы Ева загорала и купалась обнаженной. Гитлер в это время фотографировал ее, а готовые снимки затем пополняли его огромную коллекцию порнографических фотографий и открыток.
Однако пропаганда изображала Гитлера аскетом, самоотверженно отдавшим себя служению немецкому народу: он всегда на посту, он печется обо всех и думает за всех, у него нет и не может быть личной жизни.

За чистоту нации

Рейхсмаршал Геринг, похожий на разжиревшего бандита и министр пропаганды Геббельс, известный своим сластолюбием, часто выступали в роли образцовых мужей.
Пропаганда не уставала славить семейные добродетели. На все лады повторялась слегка стилизованная фраза Тацита о том, что еще древние германцы превыше всего ставили целомудрие девушек, ранний брак и многодетную семью. Был учрежден специальный орден для особо отличившихся матерей, он напоминал прусский военный орден, унаследованный режимом от времен монархии, - Железный крест. Немецкая семья должна была выглядеть как крохотное подобие государства: отец семейства в роли фюрера, женщина, целиком посвятившая себя домашнему очагу, мальчики - будущие воины, девочки - будущие матери. Изобразительное искусство, как и официальная фотография, усердно иллюстрировало этот идеал. Популярный сюжет нацистской живописи - крестьянская невеста: косы вокруг лба, манерно-невинный наклон головы, потупленный взгляд, платьице в народном стиле. Где-то за рамой невидимо присутствует нордический жених, который сделает ее счастливой, плодовитой и расово-полноценной самкой.
Но рядом с этим народно-патриархальным кичем, культивируется другая тематика.
Вот выдержка из предисловия к альбому цветных фотографии "О воспитании и красоте тела", 1940 год (обратите внимание на красочный слог):
"Расовый отбор нельзя осуществлять по приказу. Расовый отбор требует создания таких условий, когда оба пола, свободные от неподобающей опеки, от искусственных ценностей так называемой цивилизации, в чистом и однозначном окружении, выступают друг перед другом в неприкрытом выражении и свободной игре движений своего тела, получая возможность познать свою ценность или неполноценность... Тот, кто думает, что все признаки, которые подчеркивают различия пола, нужно прятать как что-то нечистое или греховное, - тот не только грязнит область своей собственной жизни, но и множеством своих двусмысленностей вокруг половой сферы и процесса размножения отравляет ядом душу нашего народа!"
Расово-озабоченному читателю предлагается обширная коллекция умело выполненных фотоснимков обнаженных девочек перед зеркалами, женщин и мускулистых ребят "в неприкрытом выражении" на лугах, на пляжах, на лоне речных и морских вод. Но это не то, что можно видеть в современных иллюстрированных журналах. Это - эротика без эротики, иллюстрированное пособие для воспроизводителей нордической породы.
Живопись подхватывает эти мотивы, но с претензией создать новый миф. Президент нацистской Академии изобразительных искусств Адольф Циглер, известный под именем "лобковый художник", украсил дом фюрера в Мюнхене триптихом "Четыре стихии". Огромная картина висела над камином в чайном кабинете. Четыре нагие дамы - одна с факелом, другая с миской, третья со снопом колосьев, четвертая просто так - должны были изображать стихии природы, как бы символизировать первоприродные начала истинно германской души.
А вершиной эротического искусства "Третьей империи" было выставленное в 1939 году, опять же в Мюнхене, полотно "Леда и лебедь" кисти Пауля Матиаса Падуа. Лебедь, похожий на гуся, совокупляется с якобы упавшей в обморок, раскоряченной Ледой, будущей родительницей Прекрасной Елены. У Леды маникюр, на шее бусы. Все это вопреки некоторым описаниям очень понравилось фюреру, в связи с чем последовало специальное указание министерства пропаганды, запрещающее критиковать картину. В народе же она получила название Schwanerei - игра слов, которую, с вашею позволения, можно приблизительно перевести как "леблядство".

В фашистской Германии сексуальность подлежала приручению: она должна была служить расовой доктрине. Результатом был гибрид идеи целенаправленного размножения с государственной порнографией. Культ тела, освобожденного от чувственности, уживался с пошлейшим эротическим кичем. Идеологией нацистской Германии был расизм. Эротика фашизма - зеркало этой идеологии. поделиться
Борис Хазанов
22.06.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru