История каблучка
...По улице идет женщина. Нет, она не делает ничего! чтобы привлечь к себе внимание, но каждый ее каблучок... Чок-чок-чок – разносится вокруг, и джентльмены невольно останавливают на ней свои взгляды. Очевидно, что цоканье каблучков призывом отзывается в их... сердцах. Согласно статистике, женские ножки в туфельках на каблучках вызывают восторг у 75% мужчин.
Женщина на каблуках становится выше, рефлекторно расправляет плечи, выпрямляет спину. Центр тяжести тела переместился, и ей приходится балансировать, идти мелкими шажками, плавно покачивая бедрами. Какой грациозной и сексуальной становится походка прекрасной и мудрой обладательницы каблучков.
Кому же мы должны быть благодарны за это простое, но гениальное изобретение? Какая страна и эпоха могут гордиться званием «создателей каблука»? И всегда ли каблук служил элементом красоты и предметом восхищения?
Как многие детали, без которых сегодня невозможно представить самые модные вещи, каблук изобрели совсем не ради красоты. Первые каблуки служили упором на обуви египетских землепашцев, чтобы им было легче передвигаться по рыхлой земле. В Древней Греции обувь с толстыми подошвами – особенно, на пятках – носили актеры на сцене. От этого они казались выше.
В средневековой Европе, утопающей в нечистотах, были популярны деревянные подошвы на кожаных ремнях, их надевали прямо на обувь и называли «сабо». На Востоке нечто подобное носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол. На Руси первые каблуки появились в XIV веке. Их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху все обшивалось кожей. Существует версия, что русское слово «каблук» позаимствовано из тюркского языка и означает «пятка».
Но когда же у этого атрибута мужской обуви возник роман с очаровательной половиной человечества? ...По легенде, первая женщина соблазнила Адама, стоя на высоких и тонких подставках, напоминающих каблуки. ...Известно, что куртизанки Древнего Рима, известные шалуньи, просили подбить свои туфли так, чтобы след от подошвы оставлял надпись «Следуй за мной». Впрочем, все это можно считать легким флиртом. Серьезные же «отношения» каблука и женщин начались с того момента, когда Леонардо да Винчи, вероятно, вдохновленный образом Джоконды, изобрел конструкцию, напоминающую современный каблук.
Одной из первых модниц, оценивших изобретение, была Екатерина Медичи, герцогиня Орлеанская, заказавшая для своего гардероба несколько пар обуви на каблуках. Появившись в обществе в таких туфлях, она, в прямом смысле, продемонстрировала свой высокий статус. В эпоху барокко противостояние мужской и женской моды на каблуки достигло пика. В 80-х годах XVII века становятся популярны женские туфли на таком высоком каблуке, что дамы могли ходить в них, только опираясь на трость. Но мужчины не желали отставать от женщин! Обувь парижских модников имела 6 и 8-сантиметровые каблуки! Каблучный ажиотаж заставил короля Франции Людовика XIV выпустить специальные указы, регламентирующие высоту каблуков по сословиям. Высочайший каблук имел право носить только сам король.
Людовик же ввел в обиход знаменитый красный каблук. Он символизировал грубую силу и должен был подчеркивать мужскую сексуальность. Ответным ударом женщин стала мода на шпильки. Честь изобретения самого чувственного из всех каблуков принадлежит некоронованной королеве Франции, маркизе Жанне де Помпадур. В эпоху рококо обувь превратилась в настоящее произведение искусства – платья наконец-то обнажили щиколотки. Каблуки обтягивали бархатом, инкрустировали драгоценными камнями. Однако в период правления Наполеона Бонапарта про каблук «забыли». Диктатор, ставший императором, тоже не отличался высоким ростом, но продолжать модные традиции своих предшественников не стал. Каблук был объявлен символом общественного неравенства, а в моду вошли балетки.
Только в конце XIX века высокий каблук вновь привлек внимание модельеров. Но с того момента и по сей день он воспринимается исключительно как символ женской привлекательности.
Наступил золотой век моды на туфли и туфельки!
За современный период было придумано столько новых моделей обуви, сколько не придумали за все предыдущие периоды, вместе взятые.
Но три современных модельера, претендующие на первенство в создании современной шпильки, заслуживают особого упоминания.
Первый из них – Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Английской он создал эксклюзивные туфельки на тонких и высоких каблуках, усыпанных рубинами. В числе именитых клиенток Вивьера были Джекки Кеннеди, Сои Лорен, Одри Хепберн, Мария Каллас, Элизабет Тейлор и миллионы менее известных модниц. Другим королем дамской обуви был Раймоне Массаро. Гордость Массаро – туфли на высоченной шпильке, украшенной жемчугом, бриллиантами и рубинами. В одном из интервью модельер признался, что создал их не для продажи. Он просто осуществил свою давнюю мечту настоящего художника. В итоге туфли приобрела неизвестная дама за 1 млн. франков. Изобретателем самой высокой шпильки стал Сальваторе Феррагамо. Это произошло в 1953 году. Первые шпильки были деревянными и легко ломались. Но Сальваторе вставил внутрь каблучка металлический стержень и произвел фурор в мире моды! Кстати, еще одна новинка от Феррагамо делает его имя просто легендарным – он обтянул каблучок кожей.
Девушка, которая первой примерила элегантную новинку, приняла участие в фотосессии. Сегодня эти фотографии известны каждому – обворожительная блондинка пытается удержать легкое платье, вздымаемое вверх теплым воздухом ньюйоркской подземки. Да, да – девушку звали Мэрилин Монро, и ее образ в новых туфельках стал лучшей рекламой: дамы стали приобретать туфли на шпильках в «промышленных» масштабах. В честь великого мэтра во Флоренции был открыт музей моды...
- Ольга Суркова
- ГLянец
- 15.04.2010
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru