Криминальный канкан
Судебные дела бывают разные: обыденно-неброские, чем-то сродни объектам поточного производства (таковых, к слову, большинство), или же пребывающие в явном меньшинстве скандальные сюжеты, к которым оказывается надолго приковано внимание широкой публики. Однако за три века питерской истории и их накопилось преизрядное число. Расскажем об одном из самых любопытных случаев, имевшем место во второй половине прошлого столетия. А насколько близок он реалиям сегодняшнего дня – судите сами.
21 апреля 1871 г. столичным мировым судьей Александром Барановским на открытом заседании было разобрано уголовное дело об артистках театра "Буфф", французских подданных Бланш Ганон и Луизе Филиппе, обвиняемых в "бесстыдных действиях и дерзком покушении на общественную нравственность". Все подробности столь необычного процесса были изложены в нескольких корреспонденциях "Санкт-Петербургских ведомостей".
Инцидент, давший повод к громкому судебному разбирательству, произошел 4 апреля. В тот вечер зал театра "Буфф" был заполнен до отказа, и зрители, среди которых преобладали офицеры городского гарнизона, особенно активно вызывали на "бис" самых популярных местных шансонеток – молодых француженок Ганон и Филиппе. Ну а те, судя по всему, с каждым новым выходом на сцену становились все более раскованными... На беду, в зале вместе с веселящимися военными оказалось несколько штатских - людей весьма серьезных и высоконравственных. Увиденное потрясло их до глубины души, что они и изложили в пространной жалобе, поданной по соответствующему адресу. Цитируем: "...на означенном представлении артистка Луиза Филиппе при исполнении по требованию части публики песенки "L'amour" вела себя на сцене бесстыдно-вызывающе, стремясь голосом, жестами и телодвижениями изобразить чувственное исступление женщины. Другая же артистка, Бланш Ганон, явилась на сцену в крайне непристойном костюме: в легкой короткой женской шубейке, накинутой на тело, плотно обтянутое в трико, причем с поясом телесного цвета; никаких туник, непременно употребляемых в балетных костюмах, у нее не имелось... Явясь в таком виде пред многочисленною публикою, Ганон представлялась практически почти полностью обнаженною и в этом виде, танцуя канкан, дозволила себе также производить бесстыдные, соединенные с чувственным соблазном телодвижения... В таких действиях названных артисток присутствовало не только нарушение общепринятых законов приличия и благопристойности, но и наличествовал проступок сценического бесстыдства, клонящегося к возбуждению самых грубых инстинктов и к унижению значения театральных представлений вообще".
Как заявил на суде уполномоченный со стороны полиции г-н Леонид Рудановский, владельцы театра "Буфф" и ранее пренебрегали требованиями закона. Так, ими "не принималось должных мер по соблюдению приличий и благопристойности в выборе репертуара и форме женских костюмов; замечалось, к примеру, исполнение особенно цинических пьес в Великом Посту. Безусловно, современные вкусы требуют от театра по преимуществу легкого, льстящего чувственности развлечения; однако терпимость не должна простираться до полной распущенности, – она должна ограничиваться известными пределами".
Заключительная речь судьи А. Барановского была выдержана в сурово-торжественных тонах: "Французских подданных, актрис театра "Буфф" Бланш Ганон и Луизу Филиппо, за бесстыдные, соединенные с соблазном для других действия на сцене театра, чем публично унижено было не только достоинство женщины-артистки, но вообще достоинство театральных зрелищ, – подвергнуть денежному штрафу в размере: Бланш Ганон – 100 рублей, и Луизу Филиппе – 50 рублей. Что же касается директора-распорядителя театра "Буфф", купца Василия Егарева, то его признать невиновным в сем инциденте".
Эта поучительная история вызвала в столице долгие и оживленные пересуды. Надо признать, что наказанных актрис куда больше жалели (особенно в офицерской среде, где их сценический талант ценился особенно высоко), нежели бранили или порицали. Ну а нынче можно только посетовать на превратности судьбы, приведшей двух веселых француженок на скамью подсудимых, – хотя сразу и не скажешь, то ли во вред им это пошло, то ли на пользу. Вот кабы родились они лет этак на сто двадцать попозже...
- Владислав Томский
- 23.06.2006
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru