Любовь по-спартански


Все пороки уходят корнями в Древнюю Грецию. Это мнение стало таким же расхожим, как поговорка «Все дороги ведут в Рим». Но на самом деле эллины не были распутными людьми. Безнравственными – да, если под нравственностью понимать свод усвоенных нами библейских заповедей. Греки жили совсем по другим правилам. Например, они скверно (по современным меркам) относились к женщине и были фантастически ленивы – но всему этому есть вполне обоснованное объяснение.

Эллинам не давал покоя миф о безвозвратно ушедшем золотом веке, когда земля сама рождала все необходимое для жизни, работать было не нужно, а планету населяли идеальные люди-гипербореи. Пытаясь вернуть эти благословенные времена, они возвели в абсолют культ героев и всеми силами старались приблизиться к заветному идеалу – сначала жестоко и без остановки воевали, потом угомонились и занялись атлетикой.
Эллины настолько рьяно совершенствовали свое тело, что почти дневали и ночевали на стадионах и в гимнасиях, забросив все остальные дела. Наблюдающие за этим варвары принимали такое поведение за особый вид психического расстройства.
Оставшееся от атлетических занятий время отводилось симпосиям – совместным пирушкам, где «пили, играли и размышляли о справедливом». Участвовали в этих попойках только мужчины. Причем на сценах симпосиев, украшающих древние вазы, их участники всегда изображались попарно, и пары эти формировались по возрастному принципу: рядом с бородатым мужчиной лежит безбородый юноша...


Происхождение женщин


В том мужском мире, который представляла собой античная цивилизация, женщинам места не оставалось. На них смотрели свысока и считали досадным бременем для серьезного мужчины.
Мудрец Фалес Милетский каждое утро трижды благодарил богов: за то, что они создали его человеком, а не животным, эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной. А живший в VII в. до н.э. поэт Семонид Аморгосский уверял, что девять из десяти женщин ни на что не годны, и предложил их классификацию: женщина-грязнуля произошла от свиньи, хитрая и коварная – от лисы, любопытная – от собаки, тупица и обжора – от бессловесной земли, капризница – от вечно неспокойного и переменчивого моря, ленивица – от осла, злопамятная - от кошки, модница – от лошади, а уродина – от обезьяны. И только та, прародительницей которой была пчела, стала добродетельной женой, хозяйкой и матерью.


Свадьба в потемках


Защита семейного очага была единственной привилегией и обязанностью женщины. К семье эллины относились исключительно серьезно, поскольку это касалось рождения наследников. Афинского законодателя Солона однажды спросили: «Какое наказание ты назначаешь за безбрачие?» «Брак», – ответил тот. А его спартанский коллега Ликург ввел закон о трех наказаниях: за безбрачие, за поздний брак и за дурной брак. Самых нерешительных женихов выводили зимой в чем мать родила на площадь и заставляли петь шутовские песни о том, как они до этого докатились.
Брак отнюдь не предполагал любви между супругами. Да и «свадебная церемония», которая практиковалась, к примеру, в Спарте, вряд ли способствовала возникновению теплых чувств. Невесту просто похищали и отвозили к свахе, которая брила ей голову, одевала в лохмотья и оставляла одну на соломенном тюфяке в полной темноте. Жених в это время ужинал с друзьями. Незаметно отлучившись, он шел на встречу с невестой. Входил в комнату, хватал девушку и без лишних слов тащил в кровать. После этого возвращался к товарищам, стараясь, чтобы его отсутствие не было замечено. Дальнейшие встречи супругов происходили примерно так же. В Спарте бывали семейные пары, которые, даже имея по нескольку детей, так и не знали, как выглядит их вторая половина.


Все к ногам любимого


Впрочем, если грек и успевал разглядеть супругу, то был от этого не в большом восторге. В произведении «Две любви» неизвестный автор так прямо и говорит: «Тот, кто взглянул бы на женщин, когда они только что встали с ночного ложа, решил бы, что они противнее тех тварей, которых и назвать утром – дурная примета. Поэтому и запираются они так тщательно дома, чтобы никто из мужчин их не увидел. Толпа старух и служанок, похожих на них самих, обступает их кругом и натирает изысканными притираниями их бледные лица». Высказывание, мало похожее на рыцарское поклонение Прекрасной Даме или манеры галантного века.
Если в поведении эллинов и было что-то галантное, то в основном по отношению к юношам. Именно в них они видели прекрасный идеал, перед которым преклонялись и в который влюблялись.
Среди мальчиков и юношей регулярно устраивались конкурсы красоты (выставлять напоказ жен и дочерей считалось непозволительным), им дарили подарки, вздыхали у них под окнами, устраивали в их честь симпосии. Период ухаживания продолжался довольно долго: мальчиков из хороших семей оберегали не менее строго, чем незамужних девиц. Когда же влюбленные наконец соединялись, это воспринималось окружающими как посвящение юноши в избранный аристократический круг атлетов и симпосиастов.


Тебя не любят? Позор!


Собственно, термин «педерастия», который сегодня у многих вызывает брезгливую или возмущенную гримасу, в Древней Греции означал особый метод воспитания и образования. В Спарте и городах Крита мужские союзы были даже узаконены и включены в государственные системы воспитания подрастающего поколения.
Отношения такого рода ценились выше, чем связи между мужчиной и женщиной, потому что в любви к мальчикам греки искали в первую очередь духовной близости. Ведь, как правило, эллины вступали в брак после 30, тогда как девушек старались выдавать замуж как можно раньше. Между супругами не было ничего общего, и большую часть времени муж старался проводить вне дома.
«Педерастия» считалась в Элладе основным методом воспитания достойных граждан. Каждый мужчина выбирал себе юношу по душе и сближался с ним, становясь опекуном, советником и другом, наставляя во всех мужских доблестях. Это считалось настолько само собой разумеющимся, что не привлечь юношу было для мужчины нарушением долга, а для юноши не удостоиться такой дружбы – позором.
Влюбленные вели между собой беседы на любые темы, ходили в театр – все это должно было закрепить в подростке определенные моральные качества, правила хорошего тона, вежливость, законопослушание и понимание искусства. Старший в паре был ответствен за образ жизни юного друга, делил с ним хулу и похвалу. По свидетельству Платона, когда во время гимнастических упражнений некий юноша вскрикнул от боли, наказан был его наставник.


Нет торговле мужским телом!


Было бы лукавством утверждать, что любовь к мальчикам сводилась только к созерцанию их красоты и воспитанию из них достойных граждан. Духовная связь сопровождалась и эротическими контактами, но некоторые исследователи убеждены, что ласки допускались только со стороны старшего партнера. Младший в это время будто бы стоял к нему лицом (и только!), не смея поднять глаз. Чрезмерные вольности запрещались, потому что уподобить юношу женщине считалось для него унизительным. Другое дело – враг: на древнем сосуде, сделанном после победы афинян над персами при Эвримедонте, был изображен согбенный персидский воин с подписью: «Я склонился!» А сзади – грек, характерная поза которого не оставляет ни малейшего сомнения в его намерениях.
Как бы то ни было, но отношения влюбленных мужчин действительно отличались чистотой. Эллины, смотревшие на продажную любовь без предрассудков и спокойно принимавшие ее, когда дело касалось женщин, безоговорочно отвергали мужскую проституцию. В Афинах тот, кто склонял юношей к торговле собственным телом, лишался гражданских прав. Сурово наказывалось также преследование и растление мальчиков, не достигших 12-летнего возраста.


Сафо и Лес6ос


Любовь к мальчикам не была ни распутством, ни сексуальным извращением. Скорее основой древнегреческой этики, свойством характера, сложившимся под влиянием особых эстетических и мифологических взглядов.
Но это не значит, что исключались другие виды любви и отношений между полами.
О знаменитых греческих гетерах и их роли в жизни выдающихся эллинов известно очень много – это истории об Аспазии и законодателе Перикле, Фрине и скульпторе Праксителе, Леде и философе Аристиппе. О так называемой лесбийской любви, родоначальницей которой называют поэтессу Сафо с острова Лесбос, – наоборот, почти ничего (лучшие женщины, считал Перикл, – те, о которых говорится как можно меньше – плохо ли, хорошо ли). Одни исследователи уверяют, что Сафо всего-навсего создала в противовес «педерастии» собственный метод воспитания девушек, обучала их танцам, музыке, манерам и готовила к вступлению в брак. При этом она была замужем, имела дочь и в конце концов бросилась со скалы в море из-за неразделенной любви к мужчине. Другие возражают: муж Кекил из Андроса – всего лишь выдумка, Клеида – не дочь, а возлюбленная, роман же с красавцем Фаоном – легенда. Да и самоубийство – результат неправильной интерпретации выражения «броситься в море с Левкадской скалы», что значит очистить душу от страстей.
Чем же все-таки руководствовались эллины в выборе предмета любовной страсти? Может быть, ключ к разгадке поведения древних греков – легенда, рассказанная Платоном в диалоге «Пир». Когда-то, давным-давно, люди были двойными, этакими сиамскими близнецами, соединенными спина к спине. Пары были разными: мужчина с женщиной, мужчина с мужчиной и женщина с женщиной. Объединенные, они были всесильны, и это весьма не нравилось обитателям Олимпа. Чтобы людьми было легче управлять, Зевс разделил пары надвое. С тех пор каждая часть ищет утраченную половину, к какому бы полу она ни принадлежала.
Или же все дело в том, что главной ценностью и высшим смыслом жизни древних греков, в том числе и ее интимной стороны, была игра. Свободные от стереотипов мышления, испытывающие страсть к экспериментам, экспромтам и импровизациям, они были полны жизненных сил и обожали жизнь во всех ее внешних проявлениях. «Нормальные дети», сказал про них Карл Маркс. А дети по определению чисты и непорочны.

поделиться
Виктория Березко
12.05.2006

    Автор, а Вы не могли бы дать список литературы, из которой Вы почерпнули сии сведения? Потому что, насколько я помню из курсов истории, Афины и Спарта ОЧЕНь отличались друг от друга, а Вы почему-то смешали греков и спартанцев вместе. У греков действидельно женщина не считалась за человека, в то время как у спартанцев они были почти наравне с мужчинами.

    Что касается легенды Платона, то я в первый раз слышу, что они были смешаны «неважно с каким полом». По-моему, суть легенды была как раз в том, что женское и мужское начало сочетались вместе, делая таких «суперлюдей» неуязвимыми. Но насчет этого второго пункта я, может и ошибаюсь.

    Автор, прошу только вместо «спартанцев» не произносить постоянно «эллины». Да, так называл себя древний грек, но Спарта настолько отличалась от остальной Греции и являлась абсолютной противоположностью Афин, так что… Вы уж их совсем приравняли, так что я не понял о ком Вы говорили. О спартанцах или о ком?
    Если о спапртанцах, то извините,
    многое из того что Вы сказали совершенно непохоже на них. Может Вы об афинянах? Я ещё тогда могу предположить…
    Хотя бы то что, у Вас муж приходил к жене в потёмках и вся их встреча только и заключалась что в постели — мало верится если знать что женщина у спартанцев была на равне с мужчинами, да и спапртанки были дерзки на язык и ещё кое что — свободны.
    Юные спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили спортивную подготовку, упражняясь в беге, борьбе, метании копья и диска.

    Откуда у коминтирующих сведения о большом отличии спарты от других гречиских полисах???
    Отличались толко тем что спарта была жостким военным лагерем. А о спартанках я в первые слышу, это из новой истории феминисток

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru