Муза двух поэтов


Эта румяная, золотоволосая, чернобровая девушка с немного скуластым лицом, полная юного обаяния и свежести, вызвала в первом десятилетии XX века небывалый в русской поэзии поток песнопений.
Возможно, это не единственный случай в истории мировой литературы - когда Маргаритой, вдохновлявшей Мастера на творчество, становилась женщина, сама того не желавшая. Но судьба распорядилась именно так: многие и многие драматические ноты в симфонии жизни Любови Дмитриевны Менделеевой связаны именно с тем, что она была женой одного из величайших русских поэтов и единственной настоящей любовью другого, и для обоих - Музой...

Навстречу друг другу


Люба Менделеева родилась весной – 17 апреля 1882 года, в семье великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева – человека разносторонних интересов, с государственным складом ума, бьющей через край энергией и... довольно сложного в общении, в том числе и в семейном кругу. Тем не менее, по воспоминаниям Любови Дмитриевны, детство у нее было счастливое, шумное, радостное: детей – а их, кроме Любы, было еще трое – очень любили, хотя особо и не баловали. Детство и юность ее прошли в принадлежавшем их семейству имении в подмосковном Боблово.
А недалеко от Боблово находилось имение Шахматово, принадлежавшее другу и соратнику Менделеева – ректору Петербургского университета Андрею Николаевичу Бекетову, одна из дочерей которого, Александра Андреевна, вышла замуж за молодого юриста Александра Львовича Блока. Брак оказался неудачным, и семья еще до рождения сына (в 1881 году) фактически распалась. Дочь и внука, названного, как и родителей, Александром, Бекетов поселил у себя в имении, где и прошло детство будущего поэта, наполненное материнским обожанием и атмосферой высокой культуры. И профессор, и его жена Елизавета Григорьевна, и их дочери были людьми очень одаренными, любили литературу, были знакомы со многими великими людьми того времени – Гоголем, Достоевским, Львом Толстым, Щедриным, – и сами активно занимались литературным творчеством. Мать всячески поощряла увлечение Александра поэзией, она же познакомила его с сочинениями
философа и мистика Владимира Соловьева, чьи идеи о земной и небесной любви, о Вечной Женственности стали частью мировоззрения юного поэта-романтика, для которого поэзия и проза жизни становились все более несовместимыми.
Знакомство Блока с Любовью Дмитриевной произошло в саду университета, где тогда служили Менделеев и Бекетов – четырехлетнего Сашу и трехлетнюю Любу вывозили туда гулять. Но с тех пор они не виделись – пока весной 1898 года Блок случайно не встретился с матерью Любы Анной Ивановной, которая и пригласила его бывать в Боблове.
Александр приехал в гости к Менделеевым на белом коне. Высокий, стройный, в элегантном костюме, щегольских сапогах и мягкой шляпе, из-под которой выбивались золотые кудри, выглядел он очень импозантно. Но... на шестнадцатилетнюю Любу, скромно одетую и неприступно строгую, он произвел впечатление «позера с повадками фата». Однако первое впечатление ее быстро прошло: выяснилось, что у них много общего – например, мечты о «лицедействе». И они тут же договорились начать их осуществлять. В Боблове открылся первый «театральный сезон»: по предложению Блока ставили отрывки из «Гамлета», где Александр играл Гамлета и Клавдия, а Люба – Офелию.
После одного из спектаклей они пошли прогуляться – и впервые остались наедине, эту прогулку они вспоминали потом как начало их романа.
По возвращении в Петербург встречались уже реже. Любовь Дмитриевна стала постепенно отдаляться от Блока, а он, видимо, не счел в тот момент возможным навязывать ей свое общество, и вскоре перестал бывать у Менделеевых...
В 1900 году Люба поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, увлеклась психологией и философией. У нее появилось много новых друзей, и редкие воспоминания о Блоке бледнели и гасли в ее сознании, побежденные яркими впечатлениями студенческой жизни.


Знак судьбы


Для любого мистика совпадения не случайны, они – проявление высшего разума, божественной воли. Зимой 1901 года Блок, бродивший по Петербургу в поисках своей великой любви, которую он назовет потом Таинственной Девой, Вечной Женой, Прекрасной Дамой, случайно встретил Любовь Дмитриевну. В воображении его, переполненном таинственными образами и символами, простая земная девушка по имени Любовь вдруг предстала неким божеством, ниспосланной свыше Любовью-Спасением!..
Но хотя божество было и не против возобновления знакомства, оно оставалось суровым, надменным и недоступным. Блок сходит с ума от нахлынувших на него чувств, весь мир сконцентрировался для него в этой девушке, вдруг приобретшей неземные черты. Она же не может разобраться в том, что чувствует по отношению к нему – может, это просто влюбленность. Долгие прогулки по ночному Петербургу, чтение стихов над одетой в гранит Невой сменялись периодами охлаждения и даже ссор. Так продолжалось до ноября 1902 года. А потом произошло нечто мистическое, что сразу изменило их жизнь. Вот как описывает это Виталий Вульф: «В ночь с 7 на 8 ноября курсистки устраивали в зале Дворянского собрания благотворительный бал. Любовь Дмитриевна пришла с двумя подругами, в парижском голубом платье. Как только Блок появился в зале, он не раздумывая направился к тому месту, где она сидела – хотя она была на втором этаже и ее не было видно из зала. Они оба поняли, что это – судьба. После бала он сделал ей предложение. И она приняла его...»
25 мая 1903 года Блок и Любовь Дмитриевна обручились в университетской церкви, а 17 августа в Боблове состоялась свадьба. Невеста в белоснежном батистовом платье с длинным шлейфом была очаровательна.
В тот же вечер молодые уехали в Петербург.


«Дева радужных ворот»


К этому времени Блок уже стал приобретать известность как талантливый поэт. В апреле 1903 года в альманахе «Северные цветы» было напечатано первое его большое произведение – цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
Особенное впечатление стихи Блока произвели на Бориса Бугаева – поэта-символиста, выступавшего под псевдонимом Андрей Белый. Между ними завязывается оживленная переписка, и скоро они уже называют друг друга братьями и клянутся в вечной верности друг другу и идеям Владимира Соловьева.
10 января 1904 года Любовь и Александр по приглашению Белого приезжают в Москву. За две недели «московских каникул» они покорили не только Белого, но и все поэтическое общество Москвы. Блока все признали великим поэтом, символисты увидели в нем своего пророка, а в его жене, очаровывавшей своей красотой, скромностью, простотой и изяществом, – воплощение Вечной Женственности, Хранительницы Солнца Завета. Их свадьба была воспринята как священная мистерия, предвещавшая обещанное Владимиром Соловьевым мировое очищение:
Не Изида трехвенечная
Нам спасенье принесет,
А сияющая вечная
Дева Радужных Ворот.
Именно «несущей некое спасение» воспринималась Любовь Дмитриевна и Блоком, и его близкими друзьями – Сергеем Соловьевым, Андреем Белым. Любому ее действию приписывалось мистическое значение, все ее слова истолковывались, наряды, жесты, прическа обсуждались в свете высоких философских категорий. Сначала Любовь Дмитриевна охотно принимала эту «игру», но затем она стала тяготить ее...


Одна любовь на троих


Идеальный на первый взгляд союз поэта и музы был, тем не менее, далеко не таким счастливым. Любовь Дмитриевна позднее с горечью вспоминала, как чужды были мистические теории Блока молодой женщине, мечтавшей об обычном семейном счастье, а не о «сверхчеловеческих отношениях», о земной любви – а не о «белой любви Иоанновой», зовущей на борьбу с «драконом похоти». После женитьбы Блок сразу же стал объяснять своей молодой жене, что им не надо физической близости, которая лишь помешает их духовному родству и неминуемо приведет к разрыву.
Но Любовь Дмитриевна была чужда мистике и отвлеченным рассуждениям, да и уравновешенным характером своим представляла противоположность «мятущемуся» Блоку, и когда он пытался привить ей свои понятия о «несказанном», она, как могла, сопротивлялась, повторяя: «Пожалуйста, без мистики!»
Блок оказался в досадном положении: та, кого он сделал героиней своей религии и мифологии, отказывалась от предназначенной ей роли...
Неизвестно, как развивались бы дальше их отношения: смог бы Блок в своем сознании, в своей душе слить два лика воедино – созданный его воображением и воспетый в поэтических строках образ Прекрасной Дамы и реальную живую женщину со всеми ее земными желаниями и страстями?.. Но судьба «предложила» неожиданный расклад, приготовив им тяжелое душевное испытание, возможно, определившее всю их (да и не только их!) дальнейшую жизнь...
Андрей Белый, поначалу охваченный, как и Блок, мистико-платоническим чувством поклонения Прекрасной Даме его стихов, постепенно... влюбляется в нее, точнее, в живое, реальное воплощение ее – с простой земной красотой, золотыми косами, женственностью, непосредственностью и звонким смехом. Для Андрея Белого, вообще склонного к аффектам и экзальтации, вспыхнувшая «земная» страсть оказалась единственной в его жизни настоящей любовью. Из-под его пера выходят прекрасные романтически-возвышенные строки стихов и... нервные, рваные строки письма, в котором он открывается своей любви.
Любовь Дмитриевна не стала прятать от Блока этого признания. Не скрыла она и того, что готова ответить взаимностью Белому, и того, что не готова уйти от Блока. Так началась, как писал один из биографов и исследователей творчества Блока, «длинная, трехлетняя изнурительная неразбериха, в ходе которой Любовь Дмитриевна то принимала, то отвергала любовь Андрея Белого и совершенно замучила и его, и себя». В общем-то, «в неразберихе были повинны все – и Блок, постоянно уходивший от объяснения, и Любовь Дмитриевна, не сумевшая принять твердого решения, и больше всех сам Белый, затри года доведший себя до патологического состояния и заразивший своей истерикой остальных».


Гордиев узел любовного треугольника


Развязка этого «гордиева треугольника» оказалась драматической. Белый уехал за границу, пытаясь вдали отрешиться от своей мучительной страсти. А Любовь Дмитриевна и Блок остались вместе, и в то же время – каждый по себе. Для Блока мистический образ Девы Радужных Ворот тускнеет, а «Прекрасная Дама» растерянно бродит в «потемках своей души», пытаясь разобраться в себе и своих чувствах.
Они оба далеко не верны супружескому обету: Блок находит выход своим плотским желаниям в случайных связях, периодически у него вспыхивают бурные, но непродолжительные романы. Любовь Дмитриевна переживает все это тяжело. В то же самое время и она уходит в «дрейфы», как она сама их называла – пустые, ни к чему не обязывающие романы и случайные связи. Одна из таких непродолжительных связей закончилась ее беременностью, но на «семейном совете» Блоки решают, что для всех это будет их общий ребенок. Может быть, этот ребенок мог бы спасти их отношения, вернуть им горение...
Сына, родившегося в начале февраля 1909 года, назвали в честь отца Любови Дмитрием. Он прожил всего восемь дней. По словам В. Вульфа, «Блок переживает его смерть гораздо сильнее своей жены...» После похорон он напишет знаменитое стихотворение «На смерть младенца».
Оба были опустошены и раздавлены, и решают искать спасение в заграничных путешествиях. Возвратившись в Россию, подолгу живут вдали друг от друга: Любовь Дмитриевна принимает деятельное участие в создании и гастролях по стране «Товарищества актеров, художников, писателей и музыкантов». Блок тоскует без нее, она скучает вдали от него, но при встречах и в письмах она постоянно возвращается к просьбе о разводе. А он понимает, что любит ее и нуждается в ней, как никогда...


Послесловие к любви...


По воспоминаниям современников, «Любовь Дмитриевну никак нельзя было назвать женщиной заурядной. В ней чувствовался человек нелегкого, крайне замкнутого характера, но, бесспорно, очень сильной воли и очень высокого представления о себе, с широким кругом духовных и интеллектуальных запросов. Иначе почему Блок, при всей сложности их отношений, неизменно обращался к ней в самые трудные минуты своей жизни?»
Он не переставал любить ее, что бы с ними ни происходило. Она так и осталась для него «святым местом души»...
В 1921 году Блок тяжело заболел и 7 августа скончался. На похоронах они в последний раз встретились – Блок, Белый и их Прекрасная Дама – одна на двоих.
Так закончилась история Музы двух прекрасных поэтов, обогативших русскую поэзию великолепными образцами воспевания печальной и возвышенной любви к Деве Радужных Ворот.
Но история жизни Любови Дмитриевны оказалась на восемнадцать лет длиннее.
Жить было трудно, прежде всего материально – Блока вскоре почти перестали издавать. Любовь Дмитриевна не сдавалась: увлекшись теорией классического балета, стала в этой области признанным специалистом, преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета им. Кирова (бывшем Мариинском), и даже написала книгу «Классический танец. История и современность».
После смерти Блока жила она достаточно замкнуто, полностью отдавшись работе и воспоминаниям – лишь слабому отблеску пламени прошлого, тем не менее гревшему ее в непростой и нелегкой реальности. И, может, в душе ее жило то, о чем через много лет после расставания написал Андрей Белый:
Меж нами, вспыхнувшими, –
Лепет лет...
Меж нами, вспыхнувшими,
Светит свет...

поделиться
Саша Мирт
"Веста"
14.06.2009

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru