Неистовая святая


Русская женщина всегда олицетворяла свою страну. Особое место среди женщин Древней Руси принадлежит княгине Ольге. Летописцы называли ее "мудрейшей из людей". Историки считали необходимым подыскать ученое объяснение ее жестокости.

Православная церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых.




Муж Ольги, киевский князь Игорь, не отличался ни храбростью, ни энергией, ни бескорыстием. Поддавшись на уговоры своей дружины, он попытался сделать источником постоянного дохода регулярные ограбления соседствующих с ним племен древлян. Относительно мудрости данного решения у тех было свое мнение, если судить по тому, что они убили и Игоря, и всех, кто был с ним.

Победа вскружила древлянам голову. Не довольствуясь смертью князя, они пожелали завладеть всем его достоянием, в том числе и его вдовой и малолетним сыном, с которым намерены были поступить "как захотим". Двадцать "лучших мужей", как рассказывает летопись, отправились к Ольге, дабы посватать ее за своего князя.

Это случилось около 946 года, за 40 лет до принятия Русью христианства. Языческий обычай славян обязывал Ольгу мстить за смерть мужа: уважение к его памяти измерялось суровостью воздаяния убийцам.

На следующий день важно восседавших послов пронесли по городу, доставили во двор княжеского терема и вместе с ладьей... швырнули в глубокую яму, вырытую за ночь по приказу Ольги.

- Довольны ли вы оказанной вам честью? - склонившись над ямой с издевкой спросила Ольга.

- Ох, она нам хуже Игоревой смерти, - ответили древляне.

Княгиня велела засыпать их живыми, а затем отправила гонцов к древлянам сказать, что если твердо их намерение просить ее к себе, то пусть с предложением прибудут самые знатные люди, дабы видели киевляне уважение, которое оказывается их княгине.

Древляне, либо слишком беспечные, либо слишком самонадеянные, вновь выбрали "лучших мужей" и отправили их ко двору Ольги. Новым послам истопили баню, а когда те начали мыться, двери, по приказу княгини, заперли и избу подожгли. Послы сгорели.

Вероятно, менее целеустремленный правитель довольствовался бы гибелью двух делегаций. Но неукротимый нрав Ольги требовал выполнения священного долга до конца.

Опережая известие о страшной гибели послов, Ольга с небольшой дружиной выступила налегке и уже с дороги послала сказать древлянам, чтобы они, наварив побольше медов, встретили ее у могилы мужа и вместе с нею отправили печальную тризну.

Когда древляне опьянели, Ольга дала знак своим воинам начать избиение. Предание уверяет, что в этой беспощадной бойне нашли гибель пять тысяч древлян. Но даже после этого Ольга сочла их недостаточно наказанными.

Вернувшись в Киев, княгиня в течение года собрала большое и надежное войско. Взяв с собою юного сына Святослава, она двинулась войной на древлянскую землю. Древляне вышли навстречу, чтобы принять бой, но были разбиты в короткой схватке, бежали и заперлись по городам.

Главным объектом Ольгиной мести был город Искоростень, где убили Игоря. Коростенцы, слишком поздно начавшие постигать крутой нрав княгини, стояли насмерть, понимая, что в случае сдачи пощады ждать напрасно.

После нескольких месяцев безуспешной осады Ольга вдруг известила защитников, что готова оставить город и довольствоваться наложением на них дани.

Княгиня хотела немного: по три голубя и три воробья с каждого двора. Странность просьбы не насторожила коростенцев, они немедленно отдали требуемое.

Раздав каждому из своих воинов по птице, Ольга велела привязать к каждому голубю и воробью завернутые в маленькие тряпочки серу с огнем и пустить на волю. Получив свободу, птицы полетели в свои гнезда - по голубятням, под крыши.

Город вспыхнул разом и отовсюду, так что затушить пожар не было возможности.

На этом кончается первая часть жизни Ольги, может быть, первая жизнь, ибо происшедшее с ней впоследствии есть перерождение. Нечто новое, неведомое ей прежде, властно пробуждается в ней. С той же энергией, с какой ее сила и воля направлялись на разрушение, теперь они устремляются к созиданию. В короткий срок Ольга объехала всю принадлежащую ей землю, повсюду оставляя следы своей хозяйственной деятельности.

Ее душа жаждет какого-то сущностного обновления, духовной, а не материальной пищи. Она требует Истины.

В 957 году Ольга отправляется в Константинополь. Там она принимает крещение.

Это переломный исторический момент не только в ее жизни, но в жизни всего становящегося русского княжества. Чем привлекло Ольгу христианство? Почему гордой и властной княгине вдруг стало понятным учение о смирении? Как она, еще недавно изумлявшая жестокостью своей мести, вдруг прониклась идеей всепрощения?

Что это было? Душевный надлом? Усталость? Раскаяние? Ответив на эти вопросы, мы приблизимся к разрешению загадки, мучающей не одно поколение историков: к чуду крещения Руси.

Характерный эпизод доказывает нам, что русская княгиня в эту решающую для нее минуту сохраняла ясность ума и твердость воли. В Константинополе император предложил ей свою руку. Ольга не отказалась, но потребовала, чтобы император был ее крестным отцом. Тот согласился. Но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону он не может жениться на своей крестнице.

Последующие годы жизни княгини отмечены смирением и особой сосредоточенностью духа. Крещение Ольги было предзнаменованием того великого события, что случилось тридцать лет спустя. В два коротких года Русь обратилась в христианство, словно только и ждала этого, словно лишь к этому и готовилась.



А. Русаков, кандидат философских наук поделиться
16.03.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru