Ничто не ново под Луной


Во все времена заветной мечтой каждой женщины было оставаться, если не вечно юной, то хотя бы вечно прекрасной. Ради этой мечты они шли на любые эксперименты и жертвы. Весьма практичные в семейных, финансовых и даже любовных делах, женщины, не раздумывая, доверяли свое здоровье, а то и жизнь самым сомнительным шарлатанам, если только они манили их очередным эликсиром молодости и красоты.



Не является исключением и наш XX век. Более того, к "прабабушкиным секретам" добавилась масса новых, самых новых и новейших средств омоложения, результаты которых скоры и чудодейственны, и большинство из них основано на "научном" подходе. Правда, время от времени сообщается, что наконец-то раскрыт секрет очередных (почему-то чаще всего тибетских) "мудрецов" или появилась косметолог-самородок, превращающая 71-летних в 17-летних и всегда непризнанная и гонимая ретроградами из Минздрава.

Большинство "чудесных" средств рекламировалось уже в начале века. Такие экстравагантности, как экстракт из крокодильего помета или корень мандрагоры, смешанный с кровью девственницы, к этому времени вышли из моды. Но курьезов и без них было предостаточно. Причем все составители этих косметических средств и авторы омолаживающе-красивящих приборов обещали своим потенциальным клиенткам то же самое, что и сегодняшние продавцы очередного "Пленитюда", "Синержи" или "Тайны NN". Заглянув, например, в женский журнал 1914 года, мы увидим рекламу средства "Лактозин", выпускавшегося фирмой "Брокар и К°". По ее мнению, лучшее средство для отбеливания и омоложения кожи - это смешать обычную пудру с... молоком. А косметологи-то тысячелетиями бились над решением этой проблемы!

Одна чудесница - Гарриэт Мета Смит, проживавшая на Маросейке, вообще обещала счастливцам, которые вырежут из журнала купон и пришлют ей, взамен баночку крема, от которого морщины исчезнут за 3 ночи. Для большей убедительности на рекламе изображена юная красавица, держащая в руке маску сморщенной старухи, и избранные отрывки из восторженных писем омолодившихся дам. Но купон на бесплатное руководство по омоложению действовал только в течение 10 дней. Возможно, поэтому число пожилых "украшенных" морщинами женщин не убавилось. Хотя многие, наверное, долго еще мучились: а все-таки, может быть, сходить на Маросейку, дом № 15?

Еще один секрет вечной юности начала века - умывание-автомассаж "Мария-вечера". За 5 рублей можно было избавиться от морщин и приобрести "ослепительно матово-белый и ровный цвет лица". Правда, причем здесь массаж, фирма "Ламарин", продававшая это средство, внятно не объясняла.

Похожие чудеса обещала и некая Рита Нельсон, рекламировавшая крем и пудру "Антуанетта". Вообще, эта Нельсон была какая-то особая благодетельница женщин. "Антуанетту" она предлагала пациенткам... даром. Нужно было только выслать ей конверт с адресом и две семикопеечные марки для обратной пересылки. К всепобеждающему крему прилагалась еще и бесплатная брошюра-инструкция. Она же, по ее словам, являлась изобретательницей могущественнейшего средства "Альбукола", которое мы сегодня назвали бы пищевой добавкой. Рита Нельсон описывает, какой хворой и дурно сложенной была она до открытия своей замечательной "Альбуколы", и какая она теперь, естественно, здоровая и привлекательная. Первый пакет жевательного порошка высылался бесплатно всем, кто вырежет купон из журнала и приложит все те же неизбежные семикопеечные марки.

Трудно сказать, как шли дела у Риты Нельсон, но в других номерах женских журналов она обещает сначала раздать бесплатно 5 тысяч пакетов "Альбуколы", а затем 3 тысячи. Возможно, что на эти благодеяния ее побудила конкурентка в стремлении облагодетельствовать женщин Виктория Веллингтон (опять англичанка!). Та грозилась: "За свой счет я помогу каждой женщине из слабенькой, нервной, болезненной, анемичной, худой, с неразвитыми формами и несчастной сделаться сильной, здоровой, с красиво развитой фигурой, привлекательной, пользующейся успехом и довольной". Тем более что для получения чудо-порошка требовались все те же две семикопеечные марки. Правда, Виктория Веллингтон предпочла не только скрыть состав своего великого изобретения, но даже оставила его без названия.

Вообще средства для нервных и худощавых людей обоего пола предлагались массами. И все - с почти мгновенным результатом и цитатами из якобы ничтожной доли тех благодарственно-восторженных писем счастливых пациентов, которыми по самую крышу завалены конторы фирм или квартиры изобретателей. Но особенно часто рекламировался "Фексол". Его рекомендовала как строго научную пищевую добавку одинаково в благотворно действующую и на неврастеников, и на худосочных, прыщавых девиц, и юнцов. Но фирма "Регина", которая его производила, вполне прозаично объясняла, в каких аптеках можно купить "Фексол" и что брошюра о нем продается всего лишь за 2 рубля 50 копеек.

Но, пожалуй, самым курьезным способом убеждала покупателей реклама укрепляюще-очищающе-омолаживающего и т.д. средства "Азра" от фирмы "Бевер". Предлагалось... подчистить "Азрой" какую-нибудь особо засаленную или замызганную вещь домашнего обихода, чтобы убедиться после ее волшебной трансформации, что нечто подобное произойдет и с вашим телом и лицом. Так и хочется вспомнить пожилую фарцовщицу в исполнении незабвенной Фаины Раневской, которая под видом суперэффективной импортной косметики всучивала своим клиенткам американскую мебельную политуру!

Большинство замечательных омолаживающих средств, кроме прочих прелестей, в них скрытых, чаще всего обещает устранить еще и худобу. В начале века всемирно известные сегодня топ-модели и "звезды" вызывали бы в лучшем случае сильную жалость. Особенно стремились иметь пышный бюст, а когда все ухищрения конструкций корсета и прокладок не помогали, то прибегали к более сильным средствам. Первое десятилетие века все женские журналы были заполнены рекламой изумительных средств для увеличения бюста. Усердно рекламировался метод Жанны Гренье для скорого и успешного выращивания должных форм. Сам способ, конечно, не описывался, на него даже намека не было, но зато приводилась масса восторженных отзывов клиенток, и даже говорилось, что проклятые конкуренты могут подсунуть нам подделку (особенно из Франции). Этот же метод обещал полное возрождение увядшего с возрастом бюста. Но у потомков в памяти благодаря роману Ильфа и Петрова особенно отложилась реклама "Вот как я увеличила свой бюст на 6 дюймов". Реклама эта не выдумка юмористов, а подлинный шедевр этого жанра.

В своем роде это образцовое рекламное объявление. Жаль, что оно довольно велико, но можно привести наиболее выразительные цитаты: "Мне отлично знакомо то ужасное чувство полнейшего уныния, угнетенности, которое испытывает женщина, обладающая плоской грудью... Все мужчины, которые тщательно избегали меня, все те женщины, которые не обращали на меня ни малейшего внимания в то время, когда я обладала такой ужасно плоской грудью, превратились в моих самых пылких поклонников и верных подруг, вскоре после того как мне удалось добиться такого чудного развития бюста..." Средство, столь эффективное, якобы было случайно открыто некоей Маргаритой Мерлен. Но производством его занялась компания "Венус Карнис", расположенная опять-таки на Маросейке. Может быть, это, в самом деле, улица чудес? Тем же, кому, очевидно, не помогли ни метод Жанны Гренье. ни случайное открытие Маргариты Мерлен, в качестве последнего средства предлагалась машинка для растирания бюста.

Вообще индустрия женской красоты быстро подхватила последние достижения техники. Электричество еще было экзотикой в домах экстравагантных миллионеров, а уже все лучшие аптеки Москвы и Санкт-Петербурга предлагали электрический массажный аппарат "Зодиак" из Англии, да еще с 5-летней гарантией. Вообще, листая старые рекламные объявления, иногда поражаешься человеческому легковерию, а иногда тому, что ничто не ново под Луной.

Сегодня реклама нередко показывает по телевидению довольно страшноватые на вид маски для домашнего лифтинга, невольно вызывающие воспоминания о загадочном узнике Бастилии. Говорится о суперновинке, последнем слове косметологии. Но откройте журнал Lady pictorial за 1904 г., и вы увидите рекламу точно такой же маски для омоложения или эластичной резиновой повязки фирмы "Руссель" для устранения второго подбородка и морщин на лбу. Тот же Руссель считает, что каждая женщина должна обзавестись "подушечками Руссель", при которых "критические дни" протекают "опрятно, гигиенично и без всяких забот".

Иногда для улучшения женской наружности предлагались уже совсем диковинные средства. В начале века была запатентована конструкция, с помощью которой можно было придать верхней губе модную линию "лука Амура". Это сооружение в форме гигантской прищепки с двумя пружинами и палочками-держателями должно было причинять решившейся получить модные губы сильную боль. Впрочем, нашлась ли хоть одна, отважившаяся испробовать изобретение, история умалчивает. Но все остальные в свое время действительно имели шумный, хотя и кратковременный успех, такие, как, например, "Снежная вода" фирмы "Келер и К°", якобы заменяющая все кремы или бесконечные средства от облысения.

Но иногда сквозь громкие вопли рекламы пробивались благоразумные голоса. Например, врач Э. Адам напечатал целую статью, объясняющую женщинам, какой вред глазам они наносят, капая в них постоянно атропин, чтобы придать взгляду "фатально-магический" оттенок - неотъемлемый атрибут модной "роковой" женщины. Но тогда женщины принялись перед балом или светским раутом нюхать эфир или пить коньяк, отчего глаза опять-таки начинали загадочно блестеть. Последствия такой "красоты" очевидны. Но женщину, которая мажется кремом "Лактозин", принимает "Альбуколу", носит резиновую повязку Русселя и развивает бюст по методу Маргариты Мерлен, уже ничем не возможно запугать.



Галина Киселева поделиться
23.11.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru