Пляжная культура


В широком смысле известная триада "солнце, воздух и вода" – главное условие существования всего живого на земле, в том числе, и нас грешных.
В более узком и привычном смысле – это символы здоровья, летнего отдыха, беззаботного детства и отрочества. Так вот, как раз в эпоху "прекрасного детства человечества", во времена античности, все природные стихии оказались обожествленными и персонифицированными. Грозный Зевс метал молнии, солнцеподобный Аполлон курсировал на огненной колеснице, Артемида заведовала лесом и охотничьим хозяйством, нежный Эрот занимался вопросами любви. На Посейдона было возложено руководство морским ведомством. Именно в его владениях и появилась на свет Афродита – богиня любви и красоты. Между прочим, сегодня место ее рождения – остров Кипр можно смело именовать некой "Меккой" современных жриц купания и загара. Однако купаются не только в морях, но и в реках, прудах и озерах, а загорать можно и вовсе вдали от водоема – на крыше или на лужайке в лесу. Не иначе как учтя все эти обстоятельства, предусмотрительная греческая мифология создала неких низших божеств – нимф. Лесные нимфы, дриады, бегали по лесам нагишом, принимая воздушные ванны и изредка окунаясь в лесные ручейки. Наяды предпочитали жить возле рек и озер. Нереиды резвились на морских просторах и были самыми умелыми пловчихами и нырялыщицами.
Сами граждане античных Афин или Фив вряд ли проводили свободные от ратных и политических дел дни на пляжах, как горожане XX столетия. Они предавались философским беседам под сенью мраморных колоннад, а купались в домашних бассейнах или в гостях у гетер.
Что касается древних римлян, те, в основном, "оттягивались" в термах, правда, иногда возводя их на берегу моря. До наших дней, в частности, сохранились руины терм Тиберия на острове Капри. Маленькая гавань с соленой водой с служила для разведения рыб и моллюсков. Предназначенные исключительно для купания пимфиумы наполнялись пресной водой. Если Тиберий и купался в море, то не иначе как вместе с обитающими на побережье нимфами. Были то наяды или нереиды – история умалчивает, но дело свое, видимо, знали. Тираны в своем хозяйстве неумех не держали, быстро находя им замену.
Итак, купание и культ здорового тела вообще у античных народов были частью античной цивилизации. На севере Европы, у германских племен, а позднее и у славян, купание было всегда тесно связано с мистическими культами. А христианство придало процедуре омовения сакральный характер...
К концу средних веков в моду вошли курорты. Одним из притягательных элементов курортной жизни было совместное купание лиц обоего пола в лечебных источниках – тем более, что в те времена ни белья, ни купального костюма не знали, да и знать не хотели. Христианское же отношение к телу как к "сосуду греха" придавало курортным забавам особую остроту. Не все мужчины во время купаний вели себя корректно, за что подвергались штрафу. Впрочем, к услугам наиболее пылких из них имелось достаточное количество "профессионалок", стекавшихся на знаменитые курорты Аргау, Бадена, Висбадена со всех концов Европы...
В XVII-XVIII веках большое распространение получило нижнее белье. Оно стало, в какой-то мере, элементом галантной жизни. Особенно во Франции. Но те, кто имел возможность носить изысканное тонкое белье, воду почему-то невзлюбили. Самое большее, что они могли себе позволить, – это окунуть изнеженные кончики пальцев в фарфоровый или серебряный тазик с водой, поданный слугой перед обедом, да изредка принять ванну. После взятия Бастилии положение несколько изменилось. После Ватерлоо все большие примеры благопристойности стала подавать Англия. Именно здесь уже в начале нового, XIX века широко вошли в моду морские купания, а на побережьях стали строиться купальни. С ними связана вся "купальная" культура XIX века. Люди из общества пользовались купальнями очень широко. Чопорные англичанки купались в специальных купальных платьях, по фасону принципиально не отличающихся от обычных, – причем отдельно от джентльменов. А костюм леди, жившей вдали от метрополии, в странах с жарким климатом, был весьма умело приспособлен и к нему, и к суровым требованиям викторианской эпохи. Эта нация везде умела устроиться, не теряя своего полного достоинства лица с поджатыми губами перед голыми туземцами.
О том, чтобы получить "умопомрачительный загар", дамы Европы не помышляли. Напротив, они прятались в тень и пили уксус, дабы приобрести "интересную" бледность...
В России купаться так любили, что могли доставить себе это удовольствие даже в проруби во время крещенских морозов.
В поместьях, а также на собственных и наемных дачах имелись купальни: отдельные для дам и кавалеров; домашние купальни были очень удобны, так как обеспечивали соблюдение приличий, позволяя одновременно не обременять тело каким-либо костюмом. Но...
"Мы – в купальне (я, шестилетний, купаюсь с дамами): мама, Лилиша, Танеева, Сашенька, гувернантка, взрослые барышни; в отделении мужском купаются: Джаншиев и Танеев; двери отделений на реку открыты; голая восемнадцатилетняя барышня, выскочив на солнце, кричит Джаншиеву: "Смотрите, Григорий Аветович, как я кувыркаюсь!" Это выдержка из мемуаров Андрея Белого "На рубеже двух столетий" несколько опровергает наши представления о чрезмерной стыдливости русских "тургеневских" барышень. Хотя не исключено, что непосредственность поведения героини свидетельствует как раз о ее целомудрии, о натуре, не скованной мелочными предрассудками. Впрочем, возможны и другие версии. Например, такая, что среда, в которой вращался с детства будущий знаменитый символист и автор "Петербурга", пестовала именно таких, прытких и "продвинутых" девиц...
На морских российских курортах приличия требовали, даже при раздельных купальнях, обязательного облачения в купальные костюмы. На некоторых курортах были купальни – конские повозки: в них отъезжали подальше от берега, раздевались без помех и купались.
"Старосветские помещики" и купцы с купчихами предпочитали собственные внутренние водоемы-пруды, в которых, скрываясь за высокими заборами и зеленью, сидя по грудь в воде, пили чай из самовара во время жаркого летнего полдня...
Со второй половины XIX века на морских курортах Франции, Бельгии, Германии совместное купание обоих полов стало обычным явлением, что привело к широкому распространению купального костюма. Он превратился в часть модного гардероба среднестатистического европейца и американца. Прикрывающий большую часть тела, мужской и женский купальный костюм, тем не менее, не столько скрывал, сколько подчеркивал красоту форм дородных дам и их пляжных кавалеров. Пляж стал легальным местом эротического соглядатайства, а также одним из видов ярмарки невест, скучающих вдовушек и замужних дам, местом показа их достоинств, обычно скрытых от мужского взора.
В начале XX века часть образованного общества буквально помешалась на загаре. Молодые девицы уже стали находить в нем привлекательную сторону. Морские пляжи, берега рек и озер привлекали к себе все больше народу.
Накануне германской войны на курортах Крыма сторонники "свободного тела" теряли последние остатки стыда и приличий. Но началась первая мировая война. Стало не до загара.
Из войны мир вышел другим, неестественно помолодевшим, как после тифа. Это впечатление усиливалось бритыми лицами и головами мужчин, субтильностью модных девиц, облаченных в легкие туалеты, позволявшие демонстрировать ноги выше колен. В 20-е годы на пляжах Германии, Франции, Скандинавии появились колонии голых людей обоего пола, игравших в волейбол, занимавшихся гимнастикой, строивших пирамиды из своих тренированных тел. Узкобедрые девушки, которым, кажется, незнакомо было чувство стыда, походили на отроков. В Советской России эти тенденции очень органично вписались в проповедуемые идеологическими радикалами идеи нивелировки полов. Идеал, – лишенное эротического значения здоровое пролетарское тело, не обремененное веригами стыда и прочими буржуазными предрассудками. Цель – обезличивание. Отсюда эти парады загорелых тел, обнаженные тела подростков в пионерлагерях, строгий учет веса отдыхающих в домах отдыха и санаториях. Все должны поправляться! Только и слышно: гигиена, водные процедуры, солнечные ванны... Члены общества "Долой стыд" безнаказанно шокировали обывателя в общественных местах, совсем не похожих на нудистский пляж и вообще пляж.
На Западе свобода тела не трактовалась столь прямолинейно. Эротическая семантика человеческого тела не отвергалась, а даже использовалась в коммерческих целях, тем более, что очень ослабла в это время цензура. Но идейный пафос наготы, особенно в Германии, был чем-то схож с советским. Реакция на этот относительный беспредел наступила в тридцатых. Законодательница пляжной моды, центр рационального ханжества Америка выработала четкие и пристойные пределы открытости купального костюма, не подрывающие моральные устои, которые и были приняты во всем мире за эталон. Первыми на зов времени откликнулись женщины, всегда готовые подчиниться требованиям моды. В 30-х уже немногие из них рисковали выйти на пляж без купального костюма.
А вот мужской пляжный костюм, предполагавший всего лишь наличие плавок, в нашем Отечестве как-то долго не мог привиться. Его заменили "семейные трусы", выполняющие роль нижнего белья и плавок одновременно. Правда, и дамы наши нередко принимали солнечные ванны в нижнем белье. Многим вплоть до 70-х годов приходилось довольствоваться самопальными "пляжными ансамблями".
Годам послевоенным приписывают некую пляжную революцию, связанную с появлением бикини. Это преувеличение. Бикини существовало с тех пор, как был изобретен бюстгальтер. Истинная революция произошла в шестидесятых, когда женщины Запада в борьбе за свои права потребовали общественной легализации topless (без верха). Их стали отговаривать, приводя в том числе медицинские аргументы, не рассчитывая уже пронять ослушниц доводами морального свойства, – но куда там!..
Большое влияние на покрой и размеры купальника оказала мини-юбка. Так появились мини-бикини, и к 80-м годам размеры трусиков стали ничтожными. Прикрытым оставалось совсем немногое, причем, закрытый тип купальника обладал теми же свойствами. А модные "бич бои", напротив, облачились в унылые "багамы", видимо, намекая на то, что настоящему мужчине есть что скрывать. Правда, в 90-х мужчины образумились и не стали "зарывать свои сокровища", особенно с тыла, справедливо полагая, что многие женщины неравнодушны именно к этой стороне медали.
Главная тенденция моды 90-х годов - плюрализм. Колонии нудистов, извините, натуристов, в настоящее время, кажется, легализованы. К ним присоединяются любители позагорать нагишом всех социальных групп и возрастов. На "голом" пляже тоже своя мода и свой стиль. Обращают на себя внимание "прически", оформляющие известные места. Некоторые мужчины, видимо, голубой ориентации, полностью отказываются от волосяного покрова на упомянутых местах, а дамы, в основном, стараются придать им изящную форму. Прибавьте к этому татуировки и металлические украшения, терзающие плоть наиболее экстравагантных...
Кто знает, может быть, нам еще не долго остается нежиться на солнце, как в купальном костюме, так и без оного. И не за горами закат пляжной культуры, без которой, между тем, было бы невозможно представить образ нынешнего столетия... поделиться
С.П.
13.07.2007

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru