Предвидение Мастера


Предупреждение

Помните сцену пожара в квартире Берлиоза? Этот эпизод Булгаков продиктовал жене Елене Сергеевне в ночь с 22 на 23 января 1934 года. Диктовка закончилась в два часа ночи, и Елена Сергеевна отправилась на кухню, где кипятилось белье, чтобы приготовить на скорую руку легкий ужин. Пребывавшая не в духе домработница так в сердцах рванула с горелки таз, что керосинка полетела в угол, где стоял незакрытый бидон с керосином. Вспыхнул огонь...
Этот случай был исключительным в том плане, что на рукописи, что называется, еще не просохли чернила, а событие уже произошло. Обычно между предсказанием, которое делал Булгаков (в книгах или устно) и его воплощением проходило некоторое время.
Например, предсказал Булгаков и свою кончину. Не только год, но и обстоятельства смерти, до которой было более пяти лет и которую еще ничто не предвещало. Он предвидел, что будет умирать тяжело и просил не отдавать его в больницу.
Когда наступил определенный им год смерти, Булгаков стал говорить, вроде бы в шутку, что это - последний год, а это - последняя пьеса. Но поскольку врачи не находили у него никаких признаков болезни, его слова не воспринимались всерьез, как Берлиоз не воспринимал всерьез предостережение Воланда.
Страшное предупреждение сбылось и в романе, и в жизни. Причем события развивались одинаково стремительно.
Ясным сентябрьским днем чета Булгаковых отправилась в Ленинград, и на Невском проспекте солнце вдруг стало меркнуть в глазах Михаила Афанасьевича. Он почувствовал, что слепнет. Ему предложили госпитализацию, но, сам врач, он понимал, что это его не спасет. "Это вопрос трех дней", - сказал он обезумевшей от горя Елене Сергеевне. Медики называли тот же срок, добавляя лишь день-два.
Но он прожил семь месяцев, и это заслуга любившей его женщины.


Любовь

Любовь началась внезапно, в один день, в один миг. "Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь", - писала впоследствии та, что стала прототипом Маргариты. Булгаков ко времени этой встречи уже писал роман, но никакой Маргариты там еще не было. Как, впрочем, и Мастера. А сочинение называлось "Консультант с копытом" и повествовало о визите дьявола в Москву. О любовной линии даже не было намека - она и в окончательном варианте начинается едва ли не с середины книги, хотя если судить по названию, виделась автором как главная.
Помните, как Булгаков описывает встречу Мастера и Маргариты? На улице "шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, - говорит Мастер, - что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах..." Незнакомка свернула в переулок - он за ней. "Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!"
Булгаков не фантазирует. Такая встреча состоялась, состоялось и объяснение.
Вот как рисует эту уличную сценку Елена Сергеевна: "Я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, была "Я не могу без тебя жить". И я ответила "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что".
То есть несмотря на то, что они уже были не очень молоды (ей было 37), оба имели семью, Елена Сергеевна была замужем за крупным военачальником, профессором, который ее боготворил, растила двух сыновей.
Правда, их знакомство началось полутора годами раньше, на масленицу у общих знакомых. Они сидели рядом, у нее развязались завязочки на рукаве, и она попросила Булгакова завязать их. Он потом уверял, что тут и было колдовство, и она привязала его на всю жизнь.
Назавтра они катались на лыжах, потом - ходили в театр, в бильярдную, где она "болела" за Булгакова, и так изо дня в день, из вечера в вечер (муж был в командировке). Наконец Елена Сергеевна взмолилась: она должна отоспаться, не нужно ей звонить, но в три часа ночи затрезвонил телефон: "Выйдите на крыльцо!"
Ярко светила луна, и он повел ее на Патриаршьи пруды, где, собственно, и начиналось действие "Мастера и Маргариты". Потом поднялись на третий этаж строящегося поблизости дома, позвонили в квартиру, дверь открылась - у пылающего камина их ждал богато и изысканно сервированный стол. Они просидели до утра...
Позже Булгаков признался, что именно в ту ночь ему "явилась" любовная линия его нового романа, появилась героиня, которую, как в "Фаусте", звали Маргаритой и которая под воздействием чудодейственной мази из обычной москвички превращалась в ведьму.
Встречи продолжались, и скоро Елена Сергеевна и Булгаков стали тайными супругами.

В этой истории нет плохих людей, все четверо как вольных, так и невольных ее участников уважали друг друга, что делало неизбежный разрыв еще болезненнее.
Когда муж узнал об измене, разразился скандал. Есть свидетельства, что, человек военный, он выхватывал из кобуры пистолет - и Елена Сергеевна поклялась, что никогда больше не увидит Булгакова.
Полтора года она держала слово, а потом произошла та самая встреча, о которой мы рассказали в начале этой главы. И Елена Сергеевна решилась.
Не правда ли, все это напоминает строки из "Мастера и Маргариты": "Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену... Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах... могла купить все, что ей понравится... Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу... не знала ужасов житья в совместной квартире... Что же нужно было этой женщине?! Ей нужен был Мастер. Но, полунищий, что мог он предложить любимой женщине? Ничего, и потому как мог, отговаривал: "Со мной будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибла вместе со мной".
Но может быть, в жизни все было иначе? Увы. Печатание романа "Белая гвардия" было прервано, за пьесы, ставившиеся в Лондоне и Париже, он не получал ни гроша, вечно не хватало денег, не ладилось с квартирой, критики ему не давали житья. И тем не менее она сменила свою внешне благополучную, обеспеченную жизнь на бедность, риск, неизвестность.
Муж, поняв, что это не интрижка, не мимолетное увлечение, нашел в себе силы достойно снести удар и даже взял на себя труд сообщить тестю и теще об изменениях в семье, призывая их правильно понять то, что произошло.
Младшего сына Елена Сергеевна взяла с собой, десятилетний Женя остался с отцом, но часто бывал в новом доме матери, быстро сдружился с Михаилом Афанасьевичем и был готов бесконечно слушать, как он читает главы из "Мастера и Маргариты". А рядом с ним сидела та, которая вызвала к жизни вдохновенные страницы.


Клятва

За несколько дней до смерти, когда Булгаков, совсем ослепший, с трудом выговорил: "Мастер...", Елена Сергеевна, перекрестившись, дала клятву, что напечатает его роман. Хотя даже самые отчаянные оптимисты сомневались в этом, утверждая, что это произойдет не раньше чем через сто лет. Клятву она сдержала. поделиться
Руслан Киреев
11.05.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru