Рыцаря нетленный образ
В современном мире, благодаря плодам цивилизации, постепенно, шаг за шагом, стирается когда-то, а впрочем, совсем не так уж и давно, казавшаяся непреодолимой, грань между сильной и прекрасной половинами человечества. Интересно, кто придумал словосочетание - прекрасная половина? Наверно, какой-нибудь хитрец из сильной половины, чтобы умаслить женщину: пусть она, слабая, тешится!
Мысль о том, что эти безобидные мужчины принадлежат таки к сильной половине, приходит в голову редко, если только, возвращаясь затемно, завидишь кого-нибудь из них в безлюдном переулке. Вот тут и просыпается древний инстинкт - он, мужчина, сильнее. Физически.
Мужчины между тем, не собираются сдавать позиции и при всех удобных обстоятельствах, будь то семейные разборки или интеллигентные беседы, доказывают и объясняют, что они главнее. Потому что сильнее. А поезд ушел. Потому что цивилизация отняла у мужчин мужские забавы. Я имею в виду мужские игрища, состязания в силе, в отваге, в бесстрашии, в чем они, бесспорно, превосходят женщин. Теперь любой трусишка в штанишках называет себя мужчиной, потому что дорос до брачного возраста. А женщины жалуются, что мужчина мельчает, перевелись, и днем с огнем не сыскать рыцаря. Хотя бы одного, чтобы сличить с нетленным образом, который каждая мечтательница носит в своем сердце.
А какие они были, рыцари?
Конечно, в средние века, с одной стороны, скучнее было жить, чем теперь. Никаких СМИ. Приходилось крутиться самим, чтоб как-нибудь развлечься. Война, как известно, самое любимое развлечение мужчин. Это все из-за гормонов, много прогестерона, отсюда и агрессивность. Чтобы расслабиться, рыцари развлекались в боях, настоящих и понарошку, таких, как рыцарские турниры.
Рыцарство, как и рыцарские турниры, исключительно достояние средневековой Европы. Это не просто культ личного мужества и отваги, а в целом мировоззрение и образ жизни. Древние греки и римляне были, думается, не менее мужественны, однако старались жизнью не рисковать, первые - устраивали олимпийские игры, а вторые - забавлялись гладиаторскими боями. Рыцари же развлекались тем, что устраивали турниры, где сами, отпрыски знатных семей, бились насмерть.
Франция, одарившая мир утонченной куртуазностью, сделавшей отношения мужчин и женщин увлекательной и многосложной игрой со всякими уловками, (как жаль, что в наш век все упростилось до - Baby, i want you to night) является так же и родиной рыцарских турниров. Говорят, изобрел турниры некий Жоффруя де-Прейли, живший в одиннадцатом веке. По началу турнир был чем-то вроде военных маневров, но, постепенно усложняясь, приобретая изящные формы и праздничный характер, превратился в самое популярное шоу средневековья. На турнире рыцари демонстрировали свою доблесть, посвящая победы прекрасной даме. Дамы же, в свою очередь, получали возможность увидеть своих поклонников, завязать новые знакомства, и, что самое главное, показать себя, свои новые наряды, пострелять глазками и покорять, покорять, покорять сердца! Это считалось непредосудительным, так как культ Прекрасной дамы, которой посвящались все подвиги, стихи, песни и весь пламень сердца, (теперь, чтобы мужчина совершил подвиг ради дамы! Даже представить себе трудно) имел одну, но многое что объясняющую особенность. Прекрасная дама всегда была замужней женщиной и чужой женой. Посвящать подвиги собственной жене, такое, при всем своем благородстве, даже средневековым рыцарям не приходило в голову. Нравы между тем, были довольно суровые. Рыцарь, вступая в брак, при обручении надевая невесте кольцо, давал клятву верности и при этом говорил: "Того же я требую и от тебя, (т.е. верности) или же ты будешь наказана смертью". Так что имя прекрасной дамы оставалось в секрете. Вот так вот все было закручено и непросто.
Чтобы стать рыцарем, надо было, во-первых, родиться в семье рыцаря, во-вторых, получить соответствующее воспитание, в которое наряду с владением оружием, входило знание приличий, необременительная грамотность, пение, музыка и танцы. А в-третьих, надо было пройти обряд посвящения. Обряд был очень торжественным: омывшись в бане, посвящаемый шел в церковь, исповедовался и причащался. Затем, коленопреклоненный, выслушивал увещевания прежнего господина (у которого он служил оруженосцем) и приносил рыцарскую присягу, обещая защищать христианскую веру, государство, оберегать вдов и сирот от всякой несправедливости, быть непримиримым врагом еретиков, язычников и дурных христиан. Священник благословлял его меч, рыцарские доспехи и даже шпоры, и надевал ему на палец золотое кольцо, как символ верности Богу. После этого он получал три удара мечом плашмя по плечу, а иногда легкую пощечину в знак того, что это должно быть последним оскорблением, которое он позволяет себе нанести. Под конец его опоясывали мечом, и он становился рыцарем.
Не знаю кем придуманная, но очень расхожая, по крайней мере, в советские времена фраза, что если мужчина чуть красивее обезьяны, то годен к потреблению, в смысле любви и обожания, никак не применима к рыцарям. Рыцари относились к своей внешности очень трепетно. Особое внимание уделялось волосам. Длинные распущенные волосы еще у древних германцев считалось символом свободы. Юношей, не достигших совершеннолетия, стригли коротко, и лишь с посвящением в мужчины им дозволялось отращивать волосы. Рыцари носили длинные волосы распущенными или покрывали их колпачком в виде шапочки, а некоторые заплетали в косы. В мирное время, особенно на празднествах, некоторые рыцари доходили в своем франтовстве до того, что красили волосы и белили гладко выбритое лицо, украшали головы, подобно девушкам, венками из цветов и обручами, украшенными золотом и драгоценными камнями. Поэтому такой разодетый рыцарь на первый взгляд очень походил на женщину. И мужчины и женщины в те далекие времена носили одинаковую деталь туалета, так называемый рок, что-то наподобие корсета, плотно облегающего тело и спускающегося складками до самых ног. Носили рыцари и всевозможные украшения - кольца, браслеты, цепочки. Единственное, чем отличался праздничный мужской наряд от женского, это меч, эмблема рыцарской чести. Так что ухоженность и украшения не помеха мужественности. А мы вот, в наш продвинутый век, всерьез обсуждаем, подобает ли настоящему мужчине украшать себя и, допустим, делать маникюр, или это исключительная прерогатива "голубых". Мужчин.
Рыцарскими турнирами в средние века сопровождались любое торжество. Могущественные феодалы являлись на турнир с огромными свитами, число которых иногда доходило до 3000 человек. По началу в турнирах участвовал каждый желающий, способный доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми и что он сам свободен и обладает достаточным имуществом, избавляющим его от необходимости работать собственными руками. (Вот такое неуважение к труду, право на которое подарила нашим бабушкам и дедушкам 1917 г. совсем не рыцарская партия большевиков.) Потом, к вышеназванным требованиям добавилось еще одно условие, предки должны были нести военную службу на коне.
Турнир делился на несколько частей. Одна из них - поединок на копьях - устраивался для молодых рыцарей, недавно посвященных в звание. Здесь сражались не отдельными парами, а целыми отрядами. Другая часть - представляла собой на самом деле кавалерийский парад, устраиваемый в честь какой-нибудь дамы или владетельного князя. При этом, если и сражались, то совершенно тупым оружием. А вот непосредственно сам турнир, где сражались отдельными парами, выглядел совершенно иначе. Это была самая настоящая битва. Жертвы турнира бывали иногда очень многочисленны. Так, одна немецкая хроника 12 века говорит о 16 смертных случаях за один год. Действовали определенные правила, лошадь и вооружение побежденного доставались победителю, а если рыцарь захватывал в плен противника, то мог взять с него выкуп.
По окончании турнира устраивался пир. По решению особых судей из числа почтенных рыцарей, не участвовавших в турнире, присуждалась награда. Награда победителя не была особенно драгоценной: перстень, пояс, охотничий сокол или борзая собака. Гораздо важнее была слава победителя. Забавно, но и в те далекие времена нуждались в промоушене. Поэтому, используя современную терминологию, чтобы раскрутить свое имя, как самого сильного, отважного и щедрого не только на родине, но и далеко за ее пределами, рыцари не жалели денег, щедро одаривая герольдов и странствующих людей, которые во множестве стекались на всякий турнир (что-то очень напоминает, не правда ли?). Очень часто в пользу герольдов рыцари отдавали коня и вооружение побежденного противника.
А подумать только, какие возможности могло бы им дать телевидение! Ведь то, что герольд расскажет за весь год, за пару минут разнесет по всему свету CNN.
Но, увы! Нет больше рыцарей. Или, может, они где-то затаились и поджидают Прекрасную Даму.
- Мира Мачабели
- 08.10.2004
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru