В лесу родилась елочка


В короткие зимние дни, когда темнеет чуть ли не после обеда и гораздо приятнее готовить на кухне глинтвейн, чем гулять по улице и дышать свежим воздухом, в каждом доме появляется новая жилица. Красивая, но колючая, словно роза. Ее придирчиво выбирают на рынке - как невольницу. Слегка осыпавшись на лестничной клетке, она ожидает того момента, когда из чулана достанут крест или наполнят ведро водой. А затем расправляет ветви посвободнее, как бы готовясь принять украшения. И теперь каждый переступающий порог дома первым делом будет глядеть на нее. Елка. Рождественское дерево. Christmas Tree.

Куда уходят корни

Новогодний ритуал придумал Петр I. И елку, разумеется, ввел в народный обиход тоже он.
Наряжать елку в нашем отечестве стали позднее века на полтора (представьте, Александр Сергеевич Пушкин до этого не дожил!). А вот поклонение деревьям в той или иной форме было известно человечеству еще с незапамятных времен.
Для наших предков лес имел два лица. С одной стороны, густые чащи, населенные лешими и прочей нечистью, вызывали суеверный страх. С другой стороны, лес приносил большую пользу (ягоды, грибы и орехи, материал для строительства жилищ), и это рождало чувство благодарности. Потому он и стал местом проведения языческих церемоний, молений и жертвоприношений.
Так возникли заповедные рощи, так отдельные деревья стали священными для греков, римлян, кельтов, германцев, славян и жителей Кавказа. Вечнозеленые деревья и венки из их ветвей были популярны у древних евреев, в Египте и Китае.
Некоторые деревья пользовались особым уважением: у германских и кельтских племен - дуб, у славянских - береза. Ель стояла в этой табели о рангах примерно на третьем-четвертом месте, наравне с буком. Сломать ветку или срубить дерево в заповедной роще считалось тяжким грехом. Чужому человеку не рекомендовалось даже близко подходить к подобным местам в момент исполнения обрядов. А за сдирание коры со священных деревьев в некоторых германских племенах карали сдиранием кожи.
В средние века с распространением христианства в Европе святые для язычников рощи и отдельные деревья безжалостно вырубались. Но так как прошлое нельзя позабыть мгновенно, почитание живых деревьев, видимо, перенеслось на деревья срубленные. Так появилось сразу два обряда - поклонение майскому дереву и рождественскому дереву.
Вернемся к Петру Великому. В 1699 году, явно пребывая в приподнятом состоянии духа, царь ввел два новогодних празднества. Сначала 1 сентября отпраздновал наступление 7208 года от сотворения мира по обычаю отцов и дедов, а затем, три месяца спустя, 20 декабря, издал указ о праздновании Нового, 1700 года от Рождества Христова 1-го января. Стефан Яворский выступил с проповедью, разъясняющей народу необходимость подобных перемен. Заметьте, что на подготовку к празднику подданным было дано всего 11 дней (история повторится!).
Царь повелел украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями (по образцам, выставленным в Гостином дворе), но никак не ставить елки. В знак веселья было приказано друг друга обязательно поздравлять с Новым годом. На Красной площади были устроены огненные потехи, по дворам было ведено стрелять из пушек и мушкетов и пускать ракеты. С 1 по 7 января обывателям Москвы предписывалось по ночам жечь костры из дров, хвороста, соломы, смолы.

Германские ветки

Кто, где и как придумал рождественскую елку? Как и полагается, на этот счет есть целый ряд версий.
Версия первая. Обычай наряжать на Рождество елку завел в Германии лично Мартин Лютер. Согласно легенде, он как-то шел зимой по улице в ясную звездную ночь и был поражен волшебным зрелищем: над припорошенной снегом елкой сияла звезда, как будто бы опустившаяся на макушку дерева.
Версия вторая. Немецкие ученые обнаружили письменные свидетельства, относящиеся еще к XVI веку, из которых со всей очевидностью следует, что маленькие елочки, украшенные яблоками и сладостями, раньше всего появились в Эльзасе. В Германии елочку подвешивали к потолку, порою даже макушкой вниз, вместо того чтобы поставить, или вообще наряжали буковое деревце. Только эльзасцы еще четыре века назад знали, как правильно поступать.
Однако, судя по всему, рождественское дерево появилось в Германии в средние века, 24 декабря, церковному календарю поминают Адама и Еву, прародителей рода человеческого, в домах ставили украшенную яблоками елку, которая олицетворяла райское древо познания добра и зла. На елку вешали вафли, символизировавшие употребляемый в обряде причащения (евхаристии) хлебец, в память об искуплении Спасителем грехов рода человеческого. Одновременно существовал обычай устанавливать (в той же комнате) так называемую "рождественскую пирамиду" - треугольную конструкцию из дерева, на полочках которой стояли различные фигурки, лежали ветви вечнозеленых деревьев, горели свечи, а вершину украшала "вифлеемская звезда". А потом прижимистые бюргеры, вероятно, решили заменить два праздничных ритуала одним. Так и появилась рождественская ель.
Вафли были заменены различными печеностями, а символом жертвоприношения Христа стали зажженные свечи. Кстати, педантичные немецкие ученые выяснили, что на рождественском дереве стали зажигать свечи в 1708 году. А примерно семьдесят лет спустя Иоганн Вольфганг Гете в "Страданиях молодого Вертера" упоминает обычай зажигать уже как что-то совсем обыденное: "Она приводила в игрушки, которые приготовила к празднику своим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно Двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг".

Зеленая экспансия

Первоначально елка была развлечением для богатых, и именно представители высших слоев общества способствовали ее распространению из Германии по всему свету. Например, взял герцог Орлеанский в жены немку - вот рождественское дерево и во Франции. Английскому королю Георгу III приглянулась немецкая принцесса - и тогда елочка впервые появляется в Англии (в 1760 году), а во второй раз ее там видят уже через 80 лет, благодаря немцу, супругу королевы Виктории Альберту Кобургскому. Кроме особ королевской крови вечнозеленое дерево почему-то полюбилось банкирам, которые стали его наряжать в Праге, Вене, Цюрихе, Гааге, Нью-Йорке.
В Санкт-Петербурге первую елку устроили в сороковые годы прошлого столетия проживавшие там немцы. Новая идея была воспринята высшим светом российской столицы, как говорится, "на ура" и моментально распространилась по всей стране.
Свой неожиданный вклад в рождественский обычай внесли жители Азии. Христианские миссионеры познакомили Китай и Японию с праздником Рождества, а местные жители в знак благодарности научили европейцев украшать рождественское дерево специальными бумажными игрушками.
Потом появились игрушки из папье-маше, а затем все те же немцы, задававшие тон в елочной моде, создали свои удивительные шары из прозрачного стекла, разрисованные фосфоресцирующими красками и светящиеся в темноте.
Рост популярности елки удачно совпал с бурным ростом капитализма, и вскоре разнообразные елочные украшения наводнили рынок, а свечи, изготовленные фабричным способом, стали доступны практически каждому.
К сожалению, Россия и тут пошла своим путем. Когда в 1914 году в Саратове на Рождество была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, патриотическая пресса развернула настоящую кампанию осуждения. А уже в 1916 году Священный Синод запретил рождественскую елку - как вражескую, немецкую затею. Мирный обычай стал жертвой политики военного времени.

Елки-палки

Запрет Синода, который негласно был продлен большевиками, как и любой другой закон на Руси, выполнялся далеко не всеми. Не помогали ни разъяснительные беседы, ни обличительные строки переполненного антирелигиозными чувствами Демьяна Бедного: "А граждане и гражданки из пустого баловства превращают елки в палки в день святого рождества".
Не удалось партии и правительству убедить несознательное население во вредоносности обычая, и они его разрешили. Иосиф Виссарионович сделал это в лучших традициях Петра I. Произошло это в декабре 1935 года.
Роль проповедника исполнил Павел Петрович Постышев (партийный псевдоним Ермак), кандидат в члены политбюро ЦК ВКП(б) (расстрелян в феврале 39-го, в 1956 году полностью реабилитирован).
28 декабря в газете "Правда" была опубликована за его подписью статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Это достославное произведение нельзя не процитировать: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас многие Детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомол, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в детских клубах, детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели райисполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины".
При Петре на усвоение нового обычая у подданных было 11 дней. Советский народ обошелся тремя. Не стоит сомневаться, что в назначенный срок елки были везде. Даже доблестные полярники устраивали себе праздничное дерево из швабры (что впоследствии было отмечено в их мемуарах). Ну конечно, в ритуал были внесены некоторые политически правильные уточнения. Вифлеемская звезда была заменена красноармейской, главным праздником стало не Рождество, а Новый год (каждый раз отмечавший растущий кризис капитализма и социалистическое наступление по всему фронту). В школьную программу был введен поразительно неправдоподобный рассказ А. Кононова про дедушку Ленина "Елка в Сокольниках".
А те люди, что равнее других, стали отмечать праздник не с вульгарной зеленой елкой, а с голубой елью Шренка (Picea Schrenkiana).
Потом, еще в семидесятые годы, прокатилась кампания массового перехода на искусственные елки ради сбережения леса. Нельзя не признать, что деревья, конечно, жалко. Но и найти искусственную елку, способную составить конкуренцию настоящей, очень и очень нелегко. Чтобы примирить две эти точки зрения, можно пойти на компромисс. Для этого просто надо праздновать Рождество на даче и наряжать елку прямо в лесу.

Рождественский гимн

В 1903 году, накануне Рождества вышел в свет номер журнала "Малютка", в котором было опубликовано стихотворение "Елка", подписанное инициалами А.Э. "Я не хотела быть известной, но не писать не могла", - признавалась впоследствии автор стихотворения Раиса Адамовна Кудашева, представитель боковой ветви старинного княжеского рода, идущего от татарского мурзы. Свой псевдоним она раскрыла в 1941 году. А в 1906 году шесть четверостиший из этого стихотворения были положены на музыку кандидатом естественных наук Л. К. Бекманом. Песня, созданная двумя любителями, обрела невиданную популярность. Раиса Адамовна стала профессиональной писательницей лишь к старости, а до этого работала гувернанткой, учительницей и на протяжении нескольких десятилетий - библиотекарем. Но из двух сотен ее детских стихотворений, рассказов, сказок известно только одно произведение. Причем буквально всем, и вам, читатель, тоже.
Итак, "В лесу родилась елочка..." поделиться
Алексей Алексеев
27.12.2002

    Интересно ОЧЕНЬ ! Вот ОНА какая елочка !

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru