Великий Брюллов


Карл Павлович Брюллов… Талантливый художник 19 века, подаривший миру великие творения.
Он жил совсем в другой эпохе, но почему-то у меня с ним есть непонятная связь во времени. Мне кажется, что я с ним хорошо знакома и часто бывала у него в мастерской. Такое чувство появилось у меня, когда я еще девочкой пришла в русский музей Ленинграда и, зачарованная, простояла у его полотен несколько часов.
Вообще-то фамилия у Карла была Брюлло.
Его прадед-француз был приглашен императрицей на фарфоровый завод лепщиком глины. Затем, уже на русской земле, в их роду появились граверы и, наконец, когда от второго брака у преподавателя академии художеств Поля Брюлло появились сыновья, решение было одно – будут художниками!
Карлуша был старшим.
Рос он хилым ребенком, долго не вставал на ноги и, когда светило неяркое петербургское солнышко, его выносили погреться на травку. Едва он окреп, отец подарил ему карандаши и, будучи строгим человеком, ставил условие – пока не будут нарисованы 20 лошадок – завтрака не будет! Мальчик быстро догнал сверстников и скоро стал непоседой.
Рисовать не хотелось, и однажды за невыполненное задание отец стукнул его по голове. Удар был настолько сильным, что с тех пор Карл больше не слышал одним ухом.
Он постоянно наклонял голову, и в автопортрете мы видим этот наклон, но со свойственным Карлу шармом. Вместе с братом Александром они были отданы в Академию живописи, где проучились долгих девять лет. Их отец придирчиво следил за учебой и для порядка почти не хвалил.
Карл рисовал легко, и многие ученики просили поправить их работы, чтобы получить пятерку. Ватрушка за рисунок – такова цена правки. Карла любили, но на все похвалы он отвечал:
– Вон, брат Сашка талант, а я что?
Время пролетело быстро, и вот выпускная работа…
Академики молча смотрят на «Нарцисса». Спору нет, Брюллов – гордость академии, будущая слава России!
Единодушно решили послать на стажировку в Италию Карла и Александра Брюлло. В канцелярии Академии к их фамилии прибавили «в», что дало более русское звучание.
Страна поразила Карла буйством красок и света. По сравнению с дождливым Петербургом это был просто рай, и художник неустанно писал этюды, делал зарисовки.
В Италии известность Карлу принесли его две первые картины «Утро» и «Полдень». А заказная работа «Всадница» принесла уже славу.
В это время он знакомится с Юлией Самойловой.
Она вихрем влетела в его мастерскую и на протяжении всей жизни была беспристрастным ценителем. Говоря об их отношениях, можно сказать так – Юлия любила его всю жизнь, но не была верна и трех дней.
Женщина, богатство которой соперничало с царским, обладала удивительной красотой и неуемной энергией. Ее дом в Славянке был полон знаменитостями. Она устраивала необыкновенные балы, карнавалы, спектакли, и всем хотелось быть гостем у этой красавицы.
Царь, видя, как мимо его дворца проезжают кареты, решил купить дом Самойловой. Отдавая свою усадьбу, Юлия смело крикнула монарху:
– Ездят не в Славянку, а к Самойловой!
Она была дерзка. Однажды, увидев на балу безвкусно разодетую императрицу, она велела сшить своим служанкам точно такие же платья, чем вызвала страшное негодование августейшей особы.
Мать Самойловой увлекалась музыкой и, оставив 5-летнюю дочь бабке с дедом, уехала в Париж. Юлия воспитывалась в любви и роскоши. Старики просто не чаяли в ней души. Брюллов был очарован ею. Именно с нее он написал самые лиричные картины. С полотен на нас смотрит обворожительная и жадная до ощущений красавица. Юлия редко появлялась в Петербурге. Она путешествовала по всей Европе и всегда неожиданно появлялась в мастерской Брюллова. "Милый Бришка" – так она звала своего талантливого друга.
Решение сделать портрет возникало сразу, и, отложив прежние заказы, Карл доставал заранее для нее приготовленный холст. Юлия садилась позировать, но терпения хватало только на два сеанса – она вновь исчезала, как сон.
В 43 года Юлия вышла замуж за 24 летнего итальянского певца, но по дороге в Россию он скончался. Ее брак продлился всего три месяца. Умерла она в Париже в возрасте 83 лет одинокой, нищей старухой, унеся в могилу огненный ком воспоминаний и страстей.
Карл прожил в Италии тринадцать лет. Он наслаждался красотой, ездил на развалины погибших городов.
Все это давало ему новую силу и вдохновение.
В это время в Риме жил один из потомков Демидова. Он женился на итальянке, купил земли и решил сделать подарок России, понимая, что больше на Родину не вернется. Так появился заказ Брюллову на картину «Последний день Помпеи».
Помпея – город у подножия горы. Вулкан Везувий лишь иногда курил своим дымком, и жители даже не обращали на него внимания. Был выходной день, многие находились в банях. Они располагались у природных источников горячей воды и назывались "термы". Залы бань были отделаны мрамором, позолотой, посетители проводили там долгие часы.
В "Термах" выступали артисты, поэты читали стихи.
Сам город славился тенистыми садами и парками.
Вечерело… Жители завершали день, как вдруг земля содрогнулась и застонала… Взбесившийся Везувий выбрасывал горящие камни, пепел и огонь. Здания рушились, крики людей смешивались с громом и ревом вулкана.
Было страшно! Началась паника. Художник внес в картину множество сюжетов: сын несёт на руках больного отца, чтобы добежать до спасительной воды, мать прикрыла дочерей от огненной молнии. Юноша, только вчера обретя счастье, держит мертвую молодую жену, которую сразило молнией. Немощная мать умоляет бросить ее и спасаться молодым. Художник изобразил на картине трупы под ногами, брошенные, уже никого не привлекающие драгоценности, кровь. Трагедия целого города, власть стихии! Все бежали к морю. На рейде корабли, капитаны выслали шлюпки на помощь. Но едкий газ умерщвлял людей, и все тонули.
После создания эскиза прорисовка фигур в два тона заняла три года. Сотни эскизов и набросков. Ведь полотно размером в 30 кв. метров.
Художник писал: "Работа требовала таких усилий, что к концу прорисовки у меня от упадка сил дрожали голова, руки и ноги".
И вот картина готова. Семь лет жизни отдал Брюллов, вложив в нее свою любовь и душу.
В мастерскую художника стекались люди со всей Италии. Всем хотелось посмотреть на картину. И Брюллов повёз свое творение на Родину. Проехав всю Европу, выставляясь в лучших музеях, «Помпея» добралась до Петербурга. Брюллова чествовали как триумфатора. Сам Пушкин посвятил ему стихи.
Сейчас это великое произведение находится в Русском музее в Петербурге. Оно неоднократно реставрировалась.
Картина медленно гибнет: это и поврежденные края полотна, и сорок порванных мест на холсте, и осыпавшаяся краска, и истлевший холст.
Верится, что реставраторы сберегут картину, ведь "Помпея" – гордость русской живописной школы.
Брюллов был современником великих людей. Это Пушкин, Тропинин, Крылов, Гоголь, Шевченко. Пушкин умолял Карла написать портрет Натальи Гончаровой, но художнику жена поэта не понравилась, и позирование не состоялось.
Брюллов был своенравен. Несмотря на заказ царя Николая I, Карл так и не приступил к монаршему портрету. Однажды, когда Брюллов работал в мастерской, ему доложили о приезде царя, и он прямо в халате быстро лег в постель, притворившись спящим. Николаю ничего не оставалось, как уехать ни с чем.
Брюллов хотел писать Пушкина, но опоздал на 3 дня. Случились роковые события, и великий поэт погиб на дуэли.
Личная жизнь у Карла не была счастливой. Женившись в 39 лет, он через три дня, вырвав из мочек молодой жены бриллиантовые серьги, подаренные на свадьбу, выгнал ее. Причина была проста: она была не девственна.
В Петербурге Брюллов вел занятия в академии по классу исторической живописи. В это время достроили Исаакиевский собор. Карлу было поручено расписать своды храма. Огромный купол почти в 600 кв. метров требовал огромного труда.
Карл работал как одержимый. На высоких лесах, запрокинув голову, переводил эскизы с картона на штукатурку. Но сквозняки и холод свалили его в постель.
Шея его не двигалась, руки с трудом брали кисть. Врачи предупредили о необходимости немедленного лечения. И Карл уехал на остров Мадейру. Оттуда он приехал в Италию, где и провел последние годы жизни.
Почти перед смертью он написал картину «Ночь над Римом».
Над вечерним Римом пролетает женщина-Ночь, укрывая его своим бархатным покрывалом. С закрытыми глазами Брюллов ткнул кистью в полотно и велел похоронить его в этом месте изображенного города.
Прожил Карл 53 года.
...Я хожу по музею, украдкой трогаю полотна Брюллова…
Когда-то они были овеяны его дыханием… поделиться
Елена Булавина
17.03.2006

    Спасибо!!!Замечательно! Увлекательно и немного грусно.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru