Восточные услады


Эротический мир Востока всегда представлялся Европе кладезем беспредельных возможностей для телесных наслаждений. Восточные услады поэтизировались западной культурой, приходя к нам сказками, намеками, недомолвками. На самом деле, каким жестким, строго регламентированным и порой беспощадным был секс и брак по-турецки!



Османская (в европейском произношении - Оттоманская) империя являлась исламским государством, и жесткие предписания религии проецировались также на сферу сексуальной жизни. Семья была нерушима, а девственность - неприкосновенна. Продолжение человеческого рода почиталось священной обязанностью.

Соответственно, мужчина оставался всего лишь живым существом, призванным совершать природный акт зачатия, и женщины, жившие замкнутыми группами, поневоле находились под сильным воздействием своих сексуальных энергий, не находивших выхода. Некоторые ограничения были наложены на это биологическое побуждение религией, однако терпимость проникала даже сквозь ее строгие правила. Некоторые отклонения, естественно проявляющиеся в поведении рода людского, принимали во внимание.

Священная книга Коран подразумевает, что сексуальный акт необходим для продолжения рода, но во время сношения только мужчина имеет право проявлять свое сексуальное возбуждение и получать полное удовлетворение. Женщине же предписывалось быть умеренной и сдержанной. Жена и муж были обязаны достаточно часто соединяться в постели - это был неизбежный моральный долг и основа продолжения союза. По дозволению Корана осман мог иметь четырех законных жен. В давние времена такая мера была предосторожностью, принятой против развития проституции, и средством удержать мужчин у семейного очага. Что вело к увеличению исламского населения.

Коран говорит, что каждый партнер может просить развода. Однако мужчине было легче отыскать причины, чтобы избавиться от нелюбимой более женщины. Жена же могла добиваться развода только при условии, что муж заставляет ее совершать извращенные сексуальные действия или если он более неспособен доставлять ей удовлетворение.

В османском обществе семейная жизнь была закрыта от влияний извне. Это видно даже по архитектуре жилых помещений. Часть дома, где жили женщины, называлась "гарем" и являлась запретной зоной. Кроме членов семьи, никто иной не мог заходить туда.

Из-за строгих запретов и ограничений развитие здоровых отношений между мужчиной и женщиной сдерживалось, и некоторые сексуальные отклонения были неизбежны. В нашем распоряжении находится очень немного письменных источников, повествующих о сексуальной жизни в османском обществе. Зато в доживших до сегодня текстах речь ведется в колоритной, красочной манере - не только о любви двух полов, но также о лесбиянстве и гомосексуализме. Несмотря на все строгости в отношении секса, неожиданно выясняется, что в социальном поведении османов существовало достаточно терпимости, смягчавшей строгие предписания ислама.

Возможно, толерантность пришла из дворца, со двора султанов, которые, будучи сами пресыщены всеми чувственными удовольствиями, могли держать свои бдящие очи открытыми лишь наполовину. Пусть же эта терпимость будет всегда с вами в путешествии в мир томлений и наслаждений, открываемый для нас древними османскими манускриптами!



Величайшая тайна: гарем



Это одно из самых загадочных явлений в оттоманской культуре - от стран, лежащих далеко на востоке, до земель далеко на западе - всегда было предметом интереса, как мужчин, так и женщин.

Буквально гарем означает "женская половина жилища в мусульманском доме". Согласно исламской религии, которая запрещает женщинам показываться чужим мужчинам, достаточно состоятельные османы (включая султанов) должны были строить в своих усадьбах и дворцах отдельные помещения для своих жен, детей и рабынь.

В османских жилищах были также специальные комнаты для приема гостей хозяина. Они назывались "бирун", или "селямлык". Гаремлык и селямлык отделяли коридоры и очень толстые стены, и связывала эти две части дома единственная дверь.

Сегодня при слове "гарем" на ум, прежде всего, приходит гарем османских султанов во дворце Топкапы, который также назывался "Домом радости" (Дар'юс Сааде). Это был рай, исполненный наиболее выдающихся красавиц всех цветов кожи со всего мира, коими обладал всего один мужчина - султан. Можете ли вы вообразить себе более великолепную мечту, чем владение этим сокровищем?

Число женщин в султанском гареме никогда не бывало менее 300, а в XIX веке их количество возросло до 900. Считая рабов и служанок, в гареме Топкапы проживала тысяча человек. Тайны гарема часто бывали актуальной темой для западных писателей. Но они пытались описать это интригующее учреждение преимущественно с помощью своего воображения. Все, что вы прочитаете ниже, основано на подлинных документах и событиях, а авторы описаний - очевидцы.

История султанского гарема началась в 1365 году, когда Мурад I решил иметь дворец, который мог бы отразить могущество его верховной власти. Такое строение было возведено в Эдирне (Адрианополе), тогдашней столице Османской империи. Дворец назывался "Циханнюма Касри". Однако правильно организованное дворцовое хозяйство и гарем появились лишь после того, как султан Мехмет-фатих завоевал Стамбул в 1453 году.

Самый замечательный имперский дворец в Стамбуле - это Топкапы. В этом парадизе роль ангелов играли собранные в единый букет красавицы - от белокожих ирландок, до миндалевооких индианок.

Султан и его везиры бывали очень довольны, когда в подарок им "преподносили" выдающихся красавиц. Работорговцы играли важную роль в пополнении этой уникальной коллекции... На полянах, затененных древними деревьями, султан отдыхал в беседке, увитой плющом, и, охваченный сладкими ароматами жасмина, любовался "нимфами" в кружевах...



Основные персонажи на сцене гарема



Валиде Султан (мать султана) - она являлась "рулевым", вторым руководителем гарема после султана. Когда султаны всходили на престол, будучи в очень юном возрасте, она также руководила империей.

Баш Кадин Эфенди (Баш Хасеки) - мать первого сына султана. Она считалась "яблоком" султанского глаза.

Икбаллер - это были женщины, которые рожали султану детей после первого ребенка. Они считались женами. Их было как минимум четыре и как максимум семь.

Гедикли Кадинлар - они были опытными рабынями, которым поручалось обслуживание наиболее интимных нужд султана. Одной из их обязанностей было прислуживать султану в бане.

Одалиски - молодые рабыни, с которыми султан проводил ночи. Им могло посчастливиться стать матерями его детей.

Гёзде - прекрасные юные девочки-рабыни, которые сумели привлечь внимание султана и разделить с ним ложе.

Карийелер - это были служанки гарема. Если они были достаточно умелы и удачливы, их повышали до уровня "гёзде".

Чернокожие евнухи - детей похищали из Абиссинии и Судана и кастрировали по специальному методу, чтобы сделать их охранниками гарема. Они отвечали за сообщение гарема с внешним миром. Кизлярагасы был начальником черных евнухов, он также следил за порядком продвижения женщин по ступеням гаремной иерархии. Кизлярагасы также отбирал новых девочек-рабынь, что являлось очень важной обязанностью: чтобы попасть в гарем, молодые рабыни должны были обладать превосходной фигурой. После отбора молодые рабыни также внимательно осматривались и расспрашивались Баш Кадин Эфенди. Затем их приучали к гаремному распорядку и тренировали опытные рабыни. Обучение включало музыку, литературу и все виды любезного обхождения в обществе. Девушки стремились успешно завершить свое учение, так как это был единственный путь к султанскому ложу...

Теперь у новой жительницы гарема оставалась только одна цель: быть желанной для султана; чтобы достигнуть своей цели, она наряжалась, украшала себя и использовала все средства, чтобы проявить свои чары, если имелся хоть малейший шанс поймать взгляд султана. Владыка османов никогда явно не выказывал восхищения новой рабыней, но слуга, который шел позади него, чувствовал по взгляду султана его интерес и немедленно сообщал кизлярагасы, чтобы он готовил новую девушку для постели правителя. Затем счастливицу другие девушки-рабыни вели в хамам (турецкую баню); здесь все излишки волос на ее теле удалялись с помощью воска; девушку мыли, умащивали благовониями, украшали - и доставляли в спальню султана, в то время как иные жительницы гарема пели и играли на инструментах.

Девушка входила в комнату одна, ползла к султанской кровати и всходила на ложе повелителя там, где помещались его ноги. Первая же ночь с султаном могла стать первым днем ее славы. Ведь она могла забеременеть и подарить султану сына, став законной женой, или околдовать монарха своим шармом и искусством любви, сделавшись одной из его постоянных фавориток.



Торжества в дворцовых садах



Султан Селим II (1566-1574) любил охотиться. Во время своих охотничьих сезонов он останавливался во дворце в Эдирне (Адрианополе), на берегу реки Тунка.

Когда султан желал веселья, он давал приказания своим слугам, и те несли напитки и еду в сад; после заката султан приходил туда в сопровождении двух фавориток. Все остальные красавицы гарема спешили украсить собой пейзаж, они танцевали и предлагали султану вино, а султан решал, на какую из них он потратит свой ночной отдых. Затем другие девушки, изголодавшиеся по мужскому обществу, начинали игру, которая так нравилась султану. Некоторые из них бросались к ногам султана, в то время как остальные удерживали везунью. Султан, спасая "несчастную", вел ее прочь - в палату наслаждений.

Однажды султан вознамерился устроить маленький праздник в турецкой бане гарема. Опытные женщины и те, кого султан уже успел попробовать прежде, не были приглашены. Приказ вымыть султана получили только новые и свежие девушки, и они обнаженными ожидали своего владыку.

К тому моменту он был уже немного навеселе. Влажная и горячая атмосфера бани сделала его еще более вялым и расслабленным. Свежие и здоровые нагие девушки тщательно вымыли и промассажировали его тело. Затем он начал играть с ними, пытаясь ухватить быстрые и скользкие тела голых девиц, уворачивавшихся от султана. Как только руки Селима II уже почти сомкнулись на пухлом теле, он споткнулся и упал на мраморный пол. Его подняли и унесли в постель, но его изнуренное сердце не выдержало...



Султан, чье желание никогда не могло быть удовлетворено



Мурад III также искал особых удовольствий. Историки не в состоянии назвать точное число его детей - их было не менее 130. Его правление известно как золотой век работорговцев, продававших по высочайшей цене девушек-рабынь во дворец.

Архитектура и орнаментальное украшение павильонов, построенных по его приказу для гарема в Топкапы, были необыкновенны. Излюбленными местами султана во дворце, где он проводил минуты наслаждений, были Хюнкар Софаси (диванная) и бассейн в подвале гарема.

Хюнкар Софаси был местом, откуда веселье начиналось; музыканты начинали играть в полдень и продолжали до полуночи. Когда султан достаточно распалялся от танцев полуобнаженных рабынь, он выбирал одну из них, и заключительная часть его развлечений происходила или в спальне, или на мраморном полу турецкой бани.

Иногда султан, сидя на своем троне у бассейна, дозволял девушкам развлечь его играми и плесканием в воде. Но самая любимая игра начиналась, когда кизлярагасы помещал на поверхность воды деревянный насест. Девушки с одним только кусочком полупрозрачной ткани, обернутым вокруг бедер, взбирались на насест, и султан мог окатить их холодной водой. Тогда девушки бросались в бассейн и, играя, роняли куски ткани. Позже наиболее привлекательная могла стать гостьей на султанском интимном вечере для двоих.



Султан - женоненавистник



Осман III, взошедший на престол будучи уже 55 лет от роду, правил Оттоманской империей с 1754 по 1757 год. По контрасту со своими предшественниками и последователями он был женоненавистник. Возможно, причина его отвращения к противоположному полу заключалась в половой дисфункции. Один историк замечает следующее: "Я желаю, чтобы теперь он был на небесах небес; мужские возможности уважаемого султана Османа были несколько вялыми в произведении сока плодородия".

Придя к власти, Осман III первым делом отослал певиц и танцовщиц гарема прочь. Чтобы избегать женщин гарема, он специально надевал башмаки с золотыми и серебряными гвоздиками; стоило женщинам заслышать звук гвоздиков, как они в панике бросались врассыпную. Три дня в неделю султан выходил за пределы дворца, чтобы проверить, что происходит в городе Стамбуле. В эти дни женщинам предписывалось оставаться дома, за толстыми стенами жилищ.



Султанская боязнь женского гнева



Султан Мустафа III, занимавший трон с 1757 по 1774 год, нежно любил Рифат Кадин, которую он встретил на одной из прогулок. Игнорируя женщин гарема, которые были в его распоряжении в любое время, султан стал поддерживать отношения только с ней, встречаясь тайком за пределами дворца. По прошествии времени Мустафе III надоел такой порядок свиданий, и он дал письменный приказ великому везиру незаметно доставить Рифат Кадин во дворец.

Как только великий везир исполнил это повеление султана, он получил другое письмо. Оно гласило: "Мой везир! Предупредите вашу жену и дочерей, чтобы они скрепили свои уста печатью, когда их спросят о моей Рифат. Ее присутствие во дворце должно остаться в совершенном секрете. Используйте дверь со стороны парка, чтобы пропускать ее, но никогда не направляйте ее к главной двери, у которой полно стражей гарема. Остерегайтесь слежки и будьте немы".

Почему царственный хитрец был столь осторожен с птичками в своей клетке, мы не знаем, поскольку случаев, подобных его истории, не было в истории османских султанов. Возможно, правитель великой империи был достаточно мудр, чтобы обезопасить себя от ярости ревнивых женщин. Рифат Кадин жила в доме великого везира и, преодолевая затруднения, пробиралась во дворец. Мустафа Ш обрел смелость провозгласить ее своей четвертой женой лишь по прошествии длительного времени.



Древнейшая профессия в пределах Блистательной Порты



Несмотря на строгие моральные правила мусульманской религии и право османского мужчины жениться на четырех женах и покупать столько рабынь, сколько он захочет, сопротивление развитию древнейшей профессии никогда не имело успеха в империи.

Законы и предписания против прелюбодеяний были введены в силу султаном Селимом Явузом (Грозным). В 1512 году он постановил: "Если нарушитель женатый человек и если он был схвачен при совершении самого акта, он должен заплатить 400 серебряных монет. Если это человек из среднего класса, его штраф сокращается до 300 серебряных монет. Для бедняка достаточно 200 серебряных монет и 100 монет - для нищего. Штраф за прелюбодеяние для холостяка более умеренный: 100 серебряных монет для богатого, 50 -для имеющего средний доход и 30 серебряных монет - для бедного. Если женщина совершит прелюбодеяние, ее муж обязан заплатить ее штраф. Нормой для рабыни, если она занимается проституцией, является половина от штрафа свободной".

Уже первая часть изданного султаном Селимом Явузом указа доказывает широкое распространение прелюбодеяний и проституции и предполагает пополнение государственной казны огромными суммами.

Первый зарегистрированный случай проституции в османском государстве относится к 1565 году. Согласно относящимся к делу документам, жители района Султангир на побережье Золотого Рога подали жалобу на пятерых женщин мусульманскому судье (кади). Истцы утверждали, что эти женщины открыли публичный дом. Предводительницей была Араб Фати, имена остальных - Марин, Камер, Юмни из Балата и Нефис с Крита. Кади приговорил к конфискации имущества и изгнанию этих шлюх, чьи имена показывают их мусульманское происхождение.

Для женщин, высланных из Стамбула за проституцию, оставался единственный вариант - примкнуть к группе Ченги, своеобразному ордену куртизанок, и разъезжать по Анатолии. Обычно глава общества Ченги распоряжалась ставить палатки на окраинах городов по вечерам, чтобы предотвратить их уничтожение. Если женщин приглашали в дома состоятельных горожан, то для посещения этих вечеринок члены Ченги облачались в мужские одежды.

Султан Селим II стоял за строгую ссылку непослушных женщин, поскольку население не собиралось класть конец этому сладостному торгу. При Селиме II была также запрещена скрытая проституция в прачечных, работницы которых, освоив две профессии, при свете дня стирали, а ночью исполняли роль жриц любви.

В XVI веке проституция гнездилась в основном в гавани Стамбула... Султан Мурад IV (1623-1640), известный своими мерами, принятыми против всех видов наркомании и одурманивания, издал также суровые постановления, сдерживающие рост проституции.

Историки считают султанов Мустафу II (1695-1703), Ахмета III (1703-1730) и Селима III (1789-1803) наибольшими охотниками до развлечений. В правление Ахмета III, султана эпохи тюльпанов, женщинам было позволено принимать участие в празднествах в Кагитхане. Однако изящные изгибы их фигур, чуть прикрытых прозрачными шелковыми одеяниями, вызвали настоящий пожар вожделения у присутствующих мужчин. Видя развернувшийся между двумя полами бешеный флирт, султан распорядился, чтобы впредь женщины одевались более пристойно. Османские султаны все были на удивление строгими обличителями малейших вольностей в женской одежде...

В XIX столетии районы Стамбула Галата и Бейоглу, где проживало большинство немусульманского населения города и располагалась большая часть ночных увеселительных заведений, стали "улицами красных фонарей".

Эпоха султана Махмуда II (1808-1839) стала временем освобождения женщин. Благодаря милости султана все женщины гарема получили возможность прогуливаться по пригородам Стамбула в своих накидках из цветного, сверкающего шелка. Вкушение плода незаконной любви перестало быть для мужчины и женщины страшным испытанием. Но на нравах Бейоглу эти нововведения не отразились...

Последний свой взлет Бейоглу переживал на закате султаната, когда в Стамбул хлынул поток беженцев из России. С провозглашением Ататюрком Турецкой республики женщины получили все гражданские права, что привело к падению уровня проституции, порождавшейся извращенными социальными отношениями.



Теплые гнезда любви: турецкие бани



Чистоплотность была выдающимся достижением османского общества, так же как и мусульманской цивилизации в целом. Согласно Корану, конечные части тела омывались и очищались перед пятью молитвами в продолжение дня. Также обязательным было принятие бани после полового сношения. По этой причине так много бань было везде, особенно в Стамбуле.

Даже имея домашнюю баню, османы предпочитали ходить в общественные раза два в неделю. Для женщин посещение бань было особенно значительным событием. Это было место, где они узнавали последние сплетни, показывали друг другу новые наряды. Молодые незамужние девицы получали здесь одобрение своих будущих свекровей.

Бани были также центром развлечений и забав. Когда женщины возвращались домой, они были все порозовевшие, их кисти и стопы были украшены узорами хны, все излишки волос на теле удалены воском, они блистали чистотой и были готовы стать предметом любви своих мужей.

Иногда физический контакт между неотразимыми красавицами и массажистками в бане вызывал натяжение любовной связи, и баня становилась тайным любовным гнездышком.

Конечно, бани для женщин и для мужчин были разделены. "Мужская баня, вдобавок к мытью, служила и другим целям. Изящные мальчики в возрасте между 15 и 17 годами, обслуживали посетителей. Другие парни-банщики, рослые и сильные массажисты, делали массаж специальной грубой суконкой, называемой "кесе" (это был способ очистки тела). Иногда они вдвойне расслабляли своих клиентов любовными усладами...

Книга, называемая "Деллакнамеи Дилькюша" ("Облегчающий сердце массажист"), - одно из очень немногих османских эротических сочинений, дошедших до наших дней. После многих лет, проведенных в покрытых паутиной темных комнатах, некоторые персонажи поприветствуют нас теперь:

"Первым идет Бали, который обладает полнотой совершенств красоты, изменчивости, хороших манер, учтивости и преданности. Он - розовый бутон, распускающийся для любви, и беспомощный соловей на вашей груди. Его волосы - гиацинт, его ямочка подобна розе, его взор - это взор палача, его стать подобна дереву самшита, его зад - словно хрустальная чаша, его пупок - как вспышка света. Вот как можно его описать.

Этот безупречный юноша, прогуливающийся во дворике турецкой бани в башмаках на высокой подошве, был некогда учеником башмачника. Однажды, когда он шел домой в ночной темноте, владелец кофейной лавки Гумуш Али из Дарики преградил ему путь. Со своими дружками, моряком "Отравой" Ахметом и "Тираном Волком" Халилем, он набросился на юношу, как оса на медовые соты. Они владели им, пока он мог стоять. Его также силой принуждали танцевать голым.

Однако их вечеринка была неожиданно испорчена полицейским Субаши Агой, который был на дежурстве в тот вечер. Он занимался патрулированием, когда получил сообщение о том, что происходило неподалеку. Он вытащил Йеменичи Бали из-под насильников и обесчестил его золотое имечко, зарегистрировав в специальной полицейской книге. Субаши Ага также заклеймил ягодицы юноши печатью, которая была знаком гомосексуалистов.

Йеменичи Бали был осведомлен, что единственное место, куда он может идти теперь, - это большая Турецкая баня в Тофане, принадлежащая Каптани Дерия( адмиралу) Килич Али Паше. Он получил одобрение одного из старых и мудрых массажистов. Поцеловав ему руку, юноша сбросил свою одежду. Ему понадобилось короткое время, чтобы стать известным. Теперь его дневной и вечерний тариф" (далее приводятся расценки по времени его услуг)...

Надеюсь, вы уже достаточно насладились описанием того, как некоторые османские мужчины получали удовольствие в хамамах. А что же женщины? Они также не были лишены радости видеть в хамамах свежие и молодые тела.

Кроме того, они использовали бани как места свиданий со своими любовниками. Барон В. Вратислав, который прибыл в Стамбул из Вены в 1591 году, сопровождая австрийское посольство, засвидетельствовал, насколько изобретательны могли быть османские женщины, если они желали мужчину. Он описывает в своем дневнике одно примечательное событие.



Прелюбодеяние янычара Мустафы



...Мустафа однажды встретил даму и пригласил ее в посольство. Я приготовил изысканные десерты и купил лучшего вина по этому случаю. Мы дружили с Мустафой, потому что он был по рождению богемец. Со мною он всегда был мил и любезен.

Возлюбленная Мустафы имела крайне ревнивого мужа, много старше себя, который никогда не верил жене и сопровождал ее, куда бы она ни пошла. Но кто способен остановить женщину, которая решилась обмануть своего супруга? Конечно, никто. Она воспользовалась трюком с баней и ухитрилась прийти на свидание.

Сказав мужу, что пришло время для хамама, она отправилась в баню Чемберлиташ, ведя за собой двух рабынь, несших узлы на голове. Хамам располагался очень близко от посольства, и пока она шла, успела подать знак Мустафе, что придет по приглашению вовремя.

В этот час Чемберлиташ находился исключительно в распоряжении дам, и ни один мужчина не смел зайти туда, если только он не хотел совершить самоубийство. Муж-ревнивец увидел свою жену входящей в хамам и расположился поджидать ее в подходящем углу. Между тем его пылкая супруга поменяла свой зеленый наряд на другой, красный, который был в ее узле. Оставив своих рабынь в хамаме, она устремилась прочь и вскоре оказалась в комнате Мустафы. Радостно ее поприветствовав, Мустафа, который был очень щедр в своем гостеприимстве, развлек гостью замечательно. После вечеринки она вернулась назад в хамам, смыла следы грехов, переоделась и возвратилась домой с ничего не подозревающим мужем.

Когда бы мы с Мустафой ни вспоминали об этом событии, маленький трюк с баней неизменно вызывал у нас взрывы смеха.



Сема Нильгюн Эрдоган

Перевод с английского С. Антоненко
поделиться
11.10.2002

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru