За чем крепостных девок к чужеземцам отправляли


Скажите, вы когда-нибудь видели картины или иконы, "написанные" бисером? Не тем китайским или тайваньским или еще бог знает чьего производства, крупным и небрежно сделанным, а крохотными разноцветными капельками, способными ложиться на основу так плотно, что между ними не возникает даже микроскопического просвета?

Останкинский музей (г. Москва) впервые раскрыл свои запасники, чтобы показать дивные вышивки и милые безделушки из частного собрания 77-летнего Александра Федоровича Червякова, хранителя коллекции бисера в Останкино. Все эти вещи когда-то принадлежали его предкам. Свои залы для всей этой необычной красоты предоставил Самарский Дом-музей В.И.Ленина (директор Майя Образцова). Причем экспозиция была пополнена и аналогичными работами из фондов историко-краеведческого музея им. Петра Алабина.



Прекрасный плен



Бисерная вышивка и бисероплетение, для которого существовали специальные спицы и крючки, "пришли" в Россию из Западной Европы, своей школы у нас не было. Но отставать от заграничной моды считалось дурным тоном, и находчивые российские барыни нашли дешевый и надежный выход. Из числа юных крепостных девушек выбирали самых смышленых, с природным чувством прекрасного, и отправляли их за границу, в мастерские, где те постигали секреты работы с бисером. А возвратившись домой, они обучали всему, чему научились сами, своих подруг. Таких же юных, ведь бисер требовал хорошей моторики рук, здоровья, и, конечно же, острого зрения.

Дырочки в бисере были диаметром всего 0,2-0,3 миллиметра, через них не могли пройти обычные иголки. Правда, хитроумные немцы придумали специальные иголки, пластичное ушко которых могло сжиматься, проходя через бисеринку. Но зачастую не выручала даже такая игла. И тогда брали свиную щетинку, расщепляли у нее конец и в него вставляли нить. Если даже это становилось невозможно, вощили кончик нити, продергивали сквозь бисеринку, надевали иголку и прикрепляли к ткани. Затем опять вощили нить - и так с каждой бисеринкой.

- Сохранилось воспоминание, - рассказывает М.Образцова, - как некая барыня, показывая своей подруге пеньюар, расшитый бисером снизу доверху, говорила, что его вышивали три года шесть крепостных девушек, три из которых за это время ослепли. Удивляться этому не стоит: работали-то они не при нашем электрическом освещении, а при лучине или в лучшем случае при свече.

Справедливости ради, следует заметить, что бисерными работами увлекались и дамы из высшего света, а подчас и мужчины. Вспомните гоголевского Городничего, если в вас этот факт вызывает сомнение... Однако они этой работой занимались удовольствия ради, и не слишком себя им истязали...



"Стеклянные" пасторали



То, что для работы с бисером выбирали девушек, обладающих художественным вкусом, понятно. Ведь количество цветовых оттенков, которыми пользовались при вышивании, превышало полторы тысячи. А поскольку поначалу не было специальных альбомов с образцами, мастерицы копировали рисунки, которые были в ходу на Западе. Любили они воспроизводить и картины эпохи Ренессанса, при этом четко повторялась заданная художником цветовая гамма.

В барском доме не было, практически, ни одного предмета, в украшении

которого не применялся бы бисер.

При этом существовало два способы крепления его к основе. Первый - прикреп, когда нанизывалась целая нить, которая потом выкладывалась по контуру рисунка и закреплялась в нескольких местах. Этот способ и попроще, и попроизводительнее. Второй - работа по канве (бумажной или матерчатой). Каждая бисеринка в этом случае крепилась в определенную ячейку канвы. Причем для профессиональных мастериц были абсолютно недопустимы стежки-переходы на большие расстояния. По ним сразу определяли дилетанток. Истинные мастерицы крепили каждую бисеринку.

А как разнообразны и фантазийны были сюжеты вышивок! Кстати, особого мастерства русские мастерицы достигли в воспроизведении цветочных композиций - букетов, венков, гирлянд. Здесь им не были нужны никакие альбомы, сама природа подсказывала и форму, и цвет, и оттенки. Нередко использовался и очень популярный в то время язык цветов. Так, включая в композицию желтую настурцию, вышивальщицы (или дамы, по заказу которых выполнялась работа) клялись, что никогда не выдадут любовных тайн, бессмертник олицетворял клятву в верности и любви, мирт - непоколебимость чувств, а розы среди незабудок и сирени говорили о том, что это любовь девственная, невинная непорочная. Впрочем, символами могли служить не только цветы. Так, грустная собачка, присутствующая на вышивке, свидетельствовала об очень верной, но неразделенной любви, жертвенник олицетворял дружбу до гроба... Словом, темы любви, дружбы, разбитых сердец, верности были весьма в центре внимания. Как и изображения героини печальной повести Карамзина "Бедная Лиза", а также и пасторально-народных сюжетов - девичьих хороводов, игры в лапту, катаний на тройке.

Вскоре весьма популярна стала вышивка так называемых турецких огурцов, несколько напоминающих запятую. Правда, не потому, что этот заморский овощ что-либо олицетворял. Просто в моду вошло платье в стиле антик (мы называем его платьем Наташи Ростовой), - с высокой талией, из полупрозрачных тканей пастельных тонов, и без ярких пятен декора оно выглядело бы довольно уныло. Поэтому дамы придумали украшать их миниатюрными сумочками, расшитыми этими самыми огурцами. Ну а в качестве рабочего материала использовался, естественно, бисер.



Мужские забавы



Однако и мужской бомонд 18-19 веков не оставался равнодушным к бисерным изыскам. Специальными бисерными футлярами украшали, например, чубуки курительных трубок. И во время бала, уединившись от щебетуний-дам в курительной комнате, мужчины вальяжно располагались в креслах и на диванчиках, брали в руки трубки (некоторые из них достигали длины метра!) и вели неспешные беседы о политике, охоте и, разумеется, о прелестницах. Как высшего света, так и модистках, актрисах, балеринах, юных цыганках...

Мужчины непременно имели при себе расшитые бисером кисеты, портсигары, специальными чехольчиками украшались не только подсвечники, пюпитры для нот, монетницы, стаканы, чернильные приборы и перья для письма, но даже мелки для игры в карты. На кисетах вышивались как сюжеты из литературных произведений, так и события из реальной жизни. И если они дарились, к примеру, гусару или человеку военному либо служившему в армии, то сюжеты были связаны с военными действиями, в частности, войны 1812 года.



"Царские" цветы



После визита Александра I в Берлин в моду вошел так называемый александровский стиль. Признаком дурного тона было появиться на светском рауте или в театре, не украшенными букетиками из цветов, начальные буквы которых выкладывались бы в слово "Александр". В этом проявлялось особое почитание царствующей особы.

Вышивальщицы бисером быстро восприняли эту моду, и стали вносить в нее свой вклад, вышивая букетики из "нужных" цветов на одежде, сумочках.



...Только в музеях сохранилась эта красота. Жаль… поделиться
Татьяна Харитонова
26.01.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу privet@cofe.ru